Галина Парникова
Выступление на конференции «Обновление содержания образования: оздоровление дошкольников через реализацию проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2009 году выступала на конференции учителей с вопросом «Обновление содержания образования: оздоровление дошкольников посредством реализации проектов». Встреча проходила в форме «круглого стола». Считаю, что материал не потерял своей актуальности и сегодня. Итак, делюсь опытом своей работы по теме.
Одной из приоритетных задач в ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников. Наш детский сад уделяет большое внимание физическому воспитанию и развитию детей. Работоспособность, качество освоения программного материала, овладение разнообразными умениями находится в прямой зависимости от состояния здоровья ребёнка. И если в течение учебного года решением задач по данному направлению детские сады занимаются системно, то, как правило,, когда начинается период отпусков (как сотрудников, так и родителей воспитанников, эта системность теряется, слабо прослеживается последовательность и комплексность деятельности оздоровительной работы с детьми. Поэтому ещё весной администрация ДОУ поставила перед педагогами задачу – разработать проекты по оздоровлению детей в летний период.
Публикация «Выступление на конференции „Обновление содержания образования: оздоровление дошкольников через реализацию проектов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Были созданы творческие группы, объединяющие воспитателей, работающих в параллельных возрастных группах детей. Я являлась руководителем группы педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста. Свою деятельность мы начали с изучения соответствующей литературы.
На первом заседании была выявлена проблема: недостаточная сформированность терморегуляции и иммунной системы малышей третьего и четвертого года жизни.
Поэтому целью нашего проекта «Малыши-крепыши» мы определили: повышение способности организма детей младшего дошкольного возраста приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Ожидаемые результаты реализации проекта были следующие:
•расширение стереотипа действий ребёнка по укреплению своего организма;
•повышение посещаемости ДОУ детьми;
•повышение заинтересованности всех участников проекта в осуществлении поставленных задач, педагогической компетенции, уровня знаний родителей в вопросах укрепления здоровья малышей.
Далее педагогами были определены задачи, выбраны формы и методы работы, составлен перспективный план и план работы одного дня (см. приложения 3-7). Каждый воспитатель отобрал практический материал, учитывая психофизические, индивидуальные особенности своей группы, мнение родителей.
Реализацию проекта мы начали с анкетирования родителей (анкеты «Состояние здоровья вашего ребёнка», «Условия здорового образа жизни в семье», см. приложения 1,2). Анализ анкет дал педагогам возможность исследовать образ жизни детей в семье, уровень знаний родителей о ЗОЖ, о состоянии здоровья ребёнка, что в свою очередь, позволило подобрать наиболее оптимальные средства и методы оздоровительной работы, а также составить паспорт здоровья детей своей группы.
На первой встрече воспитатели подробно познакомили родителей с предстоящей работой в рамках проекта, чем очень их заинтересовали, так как посыпались предложения по оздоровлению детей в детском саду. Были собраны подписи родителей на согласие проведения закаливающих процедур, совместно определенных педагогами и родителями воспитанников.
В дальнейшем велось тесное взаимодействие с семьями воспитанников весь летний период. Мамы предлагали свою помощь в изготовлении корригирующих дорожек, бабушки приносили практический материал (косточки персиков для массажа рук, круглые палочки для профилактики плоскостопия, массажные мячи и многое другое, папы подключились к изготовлению физкультурных уголков и т. д. Взрослые обменивались информацией, стали больше задавать вопросов по интересующей теме.
Личная заинтересованность родителей положительно отразилась на результатах проектной деятельности: высокая посещаемость (90-95%, дети с радостью шли в детский сад, с удовольствием выполняли все игровые упражнения, активное участие родителей во всех мероприятиях проекта, повышение мотивации к укреплению здоровья детей дома, использование различных здоровьсберегающих технологий.
Конечно, были и определенные трудности в организации работы по оздоровлению малышей, так как выдалось дождливым и холодным. Посоветовавшись с родителями, мы исключили босохождение на улице, «топтание» по мокрым дорожкам в помещении. Из-за погодных условий нарушилась системность и в принятии солнечных ванн, а игры с водой больше проводили в группе, хотя небольшое количество солнечных дней мы, конечно же, старались использовать по максимуму.
В ребёнке заложен огромный потенциал сил, энергии и возможностей для роста и развития. Малыши неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать препятствия, так как они получают от всего этого мышечное удовольствие. А мы, взрослые, успеваем позабыть об этой радости, мы менее подвижны и менее жизнерадостны, поэтому и детям не позволяем шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни. Поэтому считаю, что реализация проекта «Малыши-крепыши» способствовала достижению благих целей.