Тамара Алексеева
Высокий уровень развития памяти и мышления у детей средствами самостоятельной игровой и практической деятельности вне занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что усвоение новых знаний в игре проходит значительно успешнее, чем на занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу. Причём используется она, как правило, лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. В игре ребёнок сам стремится научится тому, что он ещё не умеет. Однако огромные возможности развивающих игр (дидактических, игр с правилами и т. д., как правило не используется.
Публикация «Высокий уровень развития памяти и мышления у детей средствами самостоятельной игровой и практической деятельности вне занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Память. Развитие памяти у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Развивающая игра — это не любые действия с дидактическими материалами и не игровой приём на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно сдержанная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. Разработанные развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, материал и правила (общения и предметных действий). Всё это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что направлена.
Цель игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т. е. то, чему должен научится ребёнок, какие способы действия с предметами он должен перенять;
2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые он должен знать.
Развивающие игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять свои личные интересы интересам всех играющих, воспитывать сдержанность, самообладание, ответственность за успех. Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная способность развивающей игры. Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, т. е. можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Кроме того многие игры учат действовать ребёнка «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивают их творческие возможности и способности.
Игры развивают такие интеллектуальные качества как : внимание, память (особенно зрительную), умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию — умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, составляют то, что называют творческим складом мышления. Развивающие игры воспитывают самоконтроль и организованность в действиях. В играх развивающих память дети учатся устанавливать связь между предметами.
Эта связь задаётся правилами игры и игровыми действиями.
Поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени и просты по своей организации, их можно с успехом проводить не только на занятиях но и на прогулке или в свободное время. Но если игра незнакома детям и требует от них довольно высокого умственного напряжения её следует неприменно проводить в утренние часы занятий. Очень важно не только правильно выбрать игру но и хорошо её провести. А для этого необходимо мысленно представить весь ход игры. Практически во всех играх участвуют речь и мышление. Для развития мышления у ребёнка важно не только выделение существенных признаков предметов но и синтезирование их в едином представлении.
В игре «Отгадай-ка!» пример признаков синтезирования даёт сам воспитатель. В этой игре вместе с ребёнком, нужно перечислить характерные особенности предмета, т. е. совместно отгадывают загадку, а дети отгадывая её строят целостный образ предмета по совокупности его признаков. Дети делают первые шаги к описанию предмета через анализ и синтез его характерных особенностей. Игры учат детей рассуждать и делать выводы; обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, а также способствует познавательному развитию ребёнка.
Необходимое звено всякой деятельности — память. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни развивать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей хорошо развита память. Как можно развить память у ребёнка?
С помощью игры у ребёнка развивается целенаправленная память потому что, именно там возникает необходимость в преднамеренном запоминании действий. Именно игра побуждает ребёнка приложить определённые умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить нужные для него сведения.
Начиная разучивание новой игры нужно придерживаться следующих правил :
1. Игры необходимо давать в порядке нарастания сложности учитывая возраст ребёнка.
2. Нужно как можно раньше начать формирование и развитие игровых способностей ребёнка.
3. Нельзя навязывать детям определённую программу обучения игре — дети должны думать самостоятельно!
4. Если ребёнок потерял интерес к игре, отложите её на время, ребёнок обязательно к ней вернётся!
5. Любимая игра для ребёнка та, которая увлекает позволяя раскрыть свой развивающий потенциал.
6. Основное правило любой игры — от простого к сложному.
7. В игре должно быть место личной творческой деятельности.
8. Нельзя превращать развивающие игры в обычные, доступные игрушки — игра теряет привлекательность и смысл!
Игры должны быть окружены атмосферой торжественности и таинственности, поэтому по окончании игры её нужно убрать. Когда ребёнок начинает играть самостоятельно, можно вместе с ним найти специальное место для хранения игры. Развивающие игры предполагают вдумчивое, активное, творческое участие взрослых. В этих играх недопустимы раздражительный тон и грубость в отношениях с детьми. Разного вида неожиданности являются более эффективными средствами в работе с детьми. Нужно уметь вовремя удивится и огорчится, заинтересовать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребёнка. Но ведь педагогика — это искусство. Только радость от успеха, увлечённость, заинтересованность ведут к формированию личности человека.