Лариса Анатольевна Марусова
Конспект открытого урока в ДШИ «Выразительность формы предметов. «Декоративный натюрморт»
▼ Скачать +Заказ
Открытый урок по ДОП «Основы ИЗО»
преподаватель МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска
Лариса Анатольевна Марусова
Раздел учебного предмета : Методы рисования. Реалистичное и декоративное изображение.
Тема урока : Выразительность формы предметов. «Декоративный натюрморт»
Номер урока : 7.
Тип урока : комбинированный. Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Цель урока :
Публикация «Конспект открытого урока в ДШИ „Выразительность формы предметов, „Декоративный натюрморт“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
-формирование графических навыков в изображении объёмных предметов простой формы, умение определять оттенки «холодных» и «теплых» тонов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, восприятие и передача цветовой гаммы.
- развивать умение рисовать с натуры или по представлению
- систематизировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства.
Количество часов: 4 часов.
Продолжительность урока : 45 минут.
Задача урока : выполнение композиции декоративного натюрморта с использованием линии и пятна на листе формата А3, используя изобразительные средства по выбору учащихся.
Оборудование:
Для преподавателя: натуральная постановка (натюрморт на фоне белого листа, работы учащихся прежних лет, методические пособия, дидактические материалы.
Для учащихся: лист формата А3, гуашевые краски, кисти, карандаш, ластик, палитра.
План урока :
1 часть. 13 минут. Организационный момент, сообщение учебного материала.
Совместное целеполагание с учащимися, направленное на сбор необходимого и возможного изобразительного и информационного материала к последующей работе над декоративным натюрмортом. Разделить в сознании учащихся тему и цели занятия.
Использовать карты иллюстрации, презентацию о художниках, работающих в декоративной технике, вопросы учащимся.
2 часть. 7 минут.
Подбор колеров для декоративного натюрморта.
3 часть. 20 минут.
Самостоятельная работа (эскизы декоративного натюрморта, основой которого является линия и пятно, работа гуашью на формате А3.
4 часть. 3 минуты.
Оценочно-рефлексивная деятельность с помощью сигналов: красный – «5», синий – «4», зеленый – «3».
Домашнее задание. 2 минуты.
Выполнить упражнение на характеристики цвета «теплый – холодный», «темный – светлый» для декоративного натюрморта гуашью на формате А3.
Задачи урока :
Обучающие:
Знать:
- свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;
- художественные и эстетические свойства цвета;
- основные закономерности создания цветового строя;
Уметь:
- видеть и передавать цветовые отношения;
Развивающие:
- развитие художественных способностей;
- развитие элементов творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;
- воспитание потребности в творческом самовыражении;
- воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;
Предполагаемый результат :
- развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;
- поиск цветовых отношений;
- формирование реальных представлений о своих художественных способностях.
Используемые технологии:
- личностно-ориентированные технологии.
Длительность урока : 45 мин.
Оснащение урока :
- метаплан;
- лист формата А3;
- скотч, зажимы,
- планшеты для оформления картин (паспорту)
- музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)
- компьютерная презентация (видеопроектор)
- ноутбук
- художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета, кисти «Белка» (№5, №3, №2);
- методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.
Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.
План урока :
№ Наименование этапа урока Время в минутах на каждый этап урока
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Постановка цели и задач урока.
Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.
5 мин.
3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.
15 мин.
4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы
90 мин.
5. Первичная проверка понимания.
Выставка.
5 мин.
6. Первичное закрепление.
Оценивание.
5 мин.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению 3 мин.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);
2. Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.
Вступление
Приветствие аудитории
Ход урока.
Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с повторения жанров изобразительного искусства. Рассмотрим один из жанров - натюрморт.
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершении положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся натюрморт.
3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.
Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.
Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура). Натюрмортом называют изображение неодушевлённых предметов.
Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны.
Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.
Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека.
Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т. д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени.
Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны. Натюрморт выполняет различные функции:
- декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность природных форм, несколько преобразуя их, украшает интерьер.
- символический натюрморт – изображает предметы-символы (часы, свечи, череп и др., напоминает о быстротечности человеческой жизни, врем
Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т. д.
Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.
Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.
2. Преподаватель– Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.
Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный, мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные, золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.
Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).
4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы
Переходим к следующему этапу нашей работы, декоративному натюрморту.
Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии).
В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися.
5. Первичная проверка понимания. Выставка
- Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. ( На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)
- Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Возможно у каждого из вас появилось желание по новому оценить свои возможности после выполнения работы. Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?
6. Первичное закрепление. Оценивание
Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.
Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж
по его выполнению
Преподаватель:
Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.
Учащиеся записывают полученное задание.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Преподаватель:
- С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)
- Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)
- Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)
- Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?
(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)
Преподаватель:
Самостоятельная работа: натюрморт из цветов в трехцветной гармонии.
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.
2. Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М. : Изобразительное искусство. 1988 г.
3. Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.
4. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.
5. Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
1. https://www.linteum.ru/article254.html
2. https://aversin.livejournal.com/11713.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ
ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ
ЖИВОПИСЬ
НАТЮТМОРТ
АКВАРЕЛЬ
ПРОЗРАЧНОСТЬ
ХРОМОТИЧНОСТЬ
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода, краски (обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись водными красками.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный
ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты
ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т. е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.
ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.
ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.
ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, произведения которого
создаются с помощью красок, наносимых накакую-либо твёрдую поверхность.
КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.
МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность
НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.
НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.
НАТЮРМОРТ - это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.
ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения
СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый
Фиолетовый = красный + синий
Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.
Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.
ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.
ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета : алый, малиновый.