Надежда Панихина
Выявление актуального уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выявление актуального уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ для определения маршрута профессионального роста и развития коллектива.
заведующий МДОУ «Детский сад №87» г. Ярославль
Сегодня образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию, программу развития, организационно – нормативные документы, особые подходы к ребенку и родителям, как полноправным субъектам образовательного процесса, с учетом особенностей семей. Педагог в современных условиях прежде всего исследователь, обладающий научным психолого- педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Перед руководством детского сада стоит множество задач: разработка концепции образовательного учреждения, определение его миссии и базовых ценностей коллектива ДОУ, внедрение в образовательный процесс программы нового поколения. Но самое главное – создание творческих условий, новаторского отношения к собственной деятельности и понимание миссии педагога.
Для изучения профессионального уровня педагогов детского сада возникла необходимость тщательно проанализировать состав педагогического коллектива по нескольким категориям: возраст, образование, стаж педагогической работы, квалификация. Анализ показал существенную дифференциацию педагогов по всем рассматриваемым категориям. В детском саду на одинаковых условиях работают педагоги с высшим образованием; педагоги, только что закончившие педагогический университет; со стажем работы более 25 лет; начинающие воспитатели; педагоги с высшей квалификационной категорией и без категории.
В результате актуальной стала проблема пересмотра системы управления педагогическим коллективом и организации методической работы в ДОУ с учетом реального уровня готовности педагога к работе с детьми, его личности, индивидуальности, профессиональной компетентности и приоритетного использования индивидуальных форм и методов взаимодействия администрации педагогами. В связи с этим возникла необходимость в проведении мониторинга профессионализма, так как именно диагностика помогает определить эффективные формы взаимодействия с педагогом для повышения его профессиональной компетентности, что позволит впоследствии реализовать цели и задачи ДОУ, выполнять его основную миссию.
Была определена цель управленческой деятельности: повышение профессиональной компетентности и развитие активности, профессиональных ценностей и личностно – нравственных качеств педагогов посредством эффективных индивидуальных форм взаимодействия в системе управления и методической работы ДОУ с учетом особенностей образовательного учреждения, специфики работы и индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса.
Нами были определены основные направления мониторинга компетентности педагога и развития педагогического коллектива; а также методы диагностики: наблюдение за деятельностью педагога, тестовые и анкетные методики. Осуществляя индивидуальный подход к педагогам, необходимо было сверить позиции руководителя и педагогического коллектива. Наряду с оценками администрации, психологом детского сада проводились коллективные наблюдения,анонимный опрос коллег и родителей, использовался самоанализ педагогической деятельности.
Показателями мониторинга стали:
• знания психолого – педагогических основ воспитания и обучения дошкольников;
• способность к инновационной деятельности;
• профессиональный уровень;
• стиль педагогического общения;
• работа по самообразованию;
• взаимодействие с родителями (законными представителями);
• личностные качества;
• коммуникативные навыки;
• личностные качества;
• внедрение новых технологий и программ;
• участие в общественной жизни.
Мониторинг уровня профессионализма позволили пересмотреть систему методической работы в ДОУ, выделить наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогическим коллективом. Для этого проводились следующие мероприятия: лекции – семинары, лекции – практикумы, лекции – дискуссии, игры (деловые, ролевые, позиционные, педагогические гостиные. Но приоритетными мы все – таки определили индивидуальные формы взаимодействия для каждого педагога.
В результате проведенной работы повысилась профессиональная компетентность педагогов учреждения, повысилась потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОУ, установление тесного сотрудничества с родительским сообществом. Большинство педагогов приняли базовые ценности ДОУ, понимают значимость и ответственность работника детского сада.
В результате специалистами было разработано несколько проектов, реализация которых способствовала повышению профессионализма. В процессе работы определились этапы развития педагогического состава ДОУ: внедрение новой системы мотивации, изменение подходов к взаимодействию с родителями, построение образовательного процесса с учетом индивидуально – личностного развития ребенка, его особых образовательных потребностей.