Евгения Лихачёва
Вторая онлайн встреча менторской площадки «Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Вторая онлайн встреча менторской площадки
Планирование работы с дошкольниками
«От простого к сложному»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами обсудим планирование работы с дошкольниками. А так же остановимся на методических приемах.
Конструирование в технике оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу — плоский материал — надо перевести в объемные формы. Поэтому с самого начала нужно научить детей простейшим приемам складывания.
Публикация «Вторая онлайн встреча менторской площадки „Оригами“» размещена в разделах
Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой еще координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.
Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки и использовать их для игры, или в качестве подарков.
Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов. Для достижения наибольшей выразительности поделок можно варьировать окраску и величину квадратов. Однако необходимо помнить, что на качество изделия влияет не только выбор заготовки, а, в первую очередь, тщательность, точность и аккуратность складывания и заглаживания сгибов. Поэтому, прежде всего, нужно научить детей приемам складывания и тщательному выполнению всех этапов.
Как же организовывать занятия с детьми?
Единой соверешенной методики, увы, не существует. Существуют десятки различных приемов и хитростей, используемых педагогами в работе с детьми.
Практикуясь и совершенствуясь, вы найдете свои.
Но три основные группы методов: словесный, наглядный и практический используются в полной мере на каждом занятии, на каждом этапе обучения.
И показ, и объяснение, и проговаривание, и конечно, практическая деятельность дошкольников.
Я продемонстрирую несколько своих приемов:
- объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.
Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: бабочка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем бабочке сесть на цветок.
Возьмём уголок, на котором изображена бабочка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы бабочка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».
Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы.
- объяснение с проговариванием
Для наглядности, мы его продемонстрируем с помощницами.
Будем складывать простой цветок.
Девочки, мы будем складывать цветок.
- Возьмите лист бумаги. Какой он формы? – Квадрат.
Почему? – Стороны одинаковые.
Нам с вами нужно превратить его в треугольник, как это сделать? – Совместим уголок с уголком. И прогладим линию.
Получился треугольник? – Да.
Теперь, нам нужно этот треугольник развернуть и сложить противоположные углы. Что вы сейчас делаете? – Совмещаем углы.
Что получилось? – Треугольник.
А вот это, что за линия? (показ) – Середина.
Где у нас вершина? – Показывают.
Сейчас, пожалуйста, положите палец на основание на линию середины и поднимите правый угол к вершине. Что вы сейчас делаете? – Поднимаем угол к вершине. Внимание, линия основания и линия середины должны соединиться. Проглаживаем.
Теперь, тоже самое нужно сделать со второй стороной. Что мы будем делать? – Положим палец на середину и поднимем угол к вершине. И прогладим.
Что у нас получилось? – Ромб.
Теперь, чтобы получить цветок, нужно, произвольно отогнуть угол от вершины в сторону. Что вы делаете? – Отгибаем угол в сторону.
Второй угол точно так же. Что вы сделаете? – Отогнем угол в сторону.
Вот у нас и получился цветок. Приклеим к нему стебель. Молодцы девочки, спасибо.
Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.
Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный.
Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.
- выполнение действий по схемам и пооперационным картам.
Использовать этот прием можно, когда дети овладеют простейшими способами складывания.
Схема – плоскостное изображение техники складывания поделки
Пооперационная карта – объемное изображение техники складывания поделки.
И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий.
Работая со схемой, ребенок может самостоятельно, или с небольшой помощью взрослого, выполнить поделку.
Карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.
Рассмотрим пооперационную карту изготовления «Лисички» из «Театра треугольников».
1. Взять квадратный лист бумаги оранжевого цвета.
2. Совместить углы (найти диагональ)
3. Развернуть.
4. Найти вторую диагональ.
5. Произвольно загнуть углы к середине.
6. Перевернуть.
7. Нарисовать мордочку лисы.
Применение данного приё ма влияет на развитие у дошкольников познавательных психических процессов: восприятия, внимания, логического мышления; дает возможность освоить объемное (физико-геометрическое) пространство, способствует развитию у детей способности к самоконтролю, самостоятельной творческой деятельности.
На данном этапе работы, я бы хотела дать вам домашнее задание.
В работе с детьми, на практике, попробовать применить любой из представленных приемов. И снять небольшой видео сюжет. И выложить в нашу рабочую группу в Ватсап.
Видео сюжет должен содержать следующее.
Вам необходимо представиться, назвать выбранный прием, продемонстрировать его (по возможности с ребенком, пояснить, почему вы выбрали именно этот прием, чем он вам показался интересен.
Эти приемы, помимо самой техники работы с детьми, наглядно демонстрируют и то, как названа тема сегодняшней нашей встречи : «Оригами – от простого к сложному»
Не получится, положить перед трехлеткой пооперационную карту и выполнить поделку. Так же как и ребенку подготовительной группы, знакомому с искусством Оригами, будет неинтересно усаживать бабочку на цветок.
Теперь перейдем к разговору о планировании.
Начинать работу нужно со знакомства дошкольников с бумагой и ее свойствами.
Затем отбор содержания, доступного детям вашей возрастной группы. Постепенное усложнение программного содержания. Не переходить к новому, если не освоили предыдущее.
И конечно, индивидуальный подход к детям.