Получи документы

Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»

Юлия Микадзе
Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»
▼ Скачать + Заказать документы

Название: «Вселенная в алфавитном порядке»

Форма: урок-игра с использованием презентации.

Дата и время проведения: ___

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: х. Болгов, ул. Красная, 58, Болговская сельская библиотека – филиал

С кем совместно проводится мероприятие: с МБОУ СОШ № 24 имени Н. И. Остапенко.

Организаторы: Болговская сельская библиотека – филиал.

Цель мероприятия:

1. Развитие навыков работы учащихся со справочным фондом библиотеки;

Публикация «Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет „Вселенная в алфавитном порядке“» размещена в разделах

2. Научить учащихся самостоятельно добывать информацию в справочной литературе.

Задачи:

1. Развить читательский интерес учащихся.

2. Расширить знания школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках;

3. Развить самостоятельные навыки пользования справочной литературой;

4. Воспитать чувство ответственности за сохранность справочной литературы - ценной части библиотечного фонда, чувство уважения к книге.

Участники: дети в возрасте от 15 до 17 лет.

Оборудование:

• тематическая книжная выставка «Что такое? Кто такой?»;

• мультимедийная презентация «Вселенная в алфавитном порядке»;

• компьютер;

• карточки для работы со справочной литературой;

• комплекты словарей, справочников и энциклопедий.

Ход урока:

(Слайд №1) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас библиотечный урок. Я расскажу вам, для чего нужны людям такие книги как словари, энциклопедии, справочники и как, ими пользоваться.

(Слайд №2) Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Впервые собрать все знания были предприняты еще в Древнем Египте около 3 тысяч лет назад. Величайшей энциклопедией была «Летопись весны и осени господина Лю», законченная в 239 г. до н. э. Её создатель Люй Бувэй был настолько уверен в том, что собрал всю сумму человеческих знаний, что предложил награду в 1 кг золота любому, кто добавит или опротестует хотя бы одно слово в энциклопедии.

(Слайд №3) Предлагаю начать наше знакомство со справочной литературой.

Энциклопедия и Словарь - два слова, которые часто путают, когда дело касается их использования и значений. Энциклопедия - это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания. Энциклопедию можно назвать информационным банком. С другой стороны, словарь - это собрание слов, расположенных в определенном порядке, преимущественно в алфавитном, с пояснением или переводом на другой язык. Французский писатель Анатоль Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». В свою очередь, информация в справочнике дается в сжатом виде – в виде справки научного, производственного или прикладного характера. Можно сказать, что справочник – младший брат энциклопедии и словаря.

Современные словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические описывают мир и объясняют явления, понятия, приводят интересные факты про страны и города, рассказывают о выдающихся событиях и людях. Лингвистические объясняют слова и их значения (например, толковые, переводные словари).

(Слайд №4) Давайте рассмотрим самые известные словари и энциклопедии России.

Первым русским словарём принято считать Азбуковник, помещённый в списке «Кормчей книги» и содержащий 174 слова.

Первый энциклопедический труд в России следует считать «Словарь иноземных слов» в «Кормчей книге» новгородского епископа Климента, который дошел до нас в списках.

В 1813 году впервые вышел «Словарь российской орфографии или правописания».

(Слайд №5) С 1863 по 1866 годы вышло первое четырехтомное издание «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь создавался с 1819 года Владимиром Ивановичем Далем. За это произведение в 1863 году он был награждён Ломоносовской премией Академии наук и удостоен звания почётного академика. Словарь содержит более двухсот тысяч слов, а также 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Естественно, в наше время словарь не может быть использован как справочник по современному русскому языку, он отражает состояние языка в 19 веке. Но ценность словаря от этого нисколько не уменьшилась.

(Слайд №6) Не менее известны в наше время:

«Толковый словарь русского языка» четырёхтомное издание (1935—1940) под редакцией Д. Н. Ушакова;

«Словарь русского языка» (1949) С. И. Ожегова;

Первая энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1969 году в двух томах. Её название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль.

«Большой толковый словарь русского языка» (1998) под редакцией С. А. Кузнецова;

Главной универсальной энциклопедией на долгие годы стала «Большая советская энциклопедия» (БСЭ) (66 томов) (1926—1947 гг);

«Большая российская энциклопедия» (2004- 2017 гг)

Давайте познакомимся со словарями и энциклопедиями, которые есть в нашей библиотеке (выставка «Что такое? Кто такой?») :

1. Орфографический словарь. Орфографический словарь подскажет правильное написание слов и верно ли поставлено ударение.

2. Словарь иностранных слов. Толкует слова, пришедшие к нам из других языков.

3. Толковый словарь. Поможет дать толкование и разъяснение значения непонятных слов.

4. Словарь русских пословиц и поговорок. Поможет правильно дать толкование пословицам и поговоркам.

5. Большая советская энциклопедия. Это верный путеводитель по всем областям знаний человека.

6. Советский энциклопедический словарь. Описывает мир и объясняет явления, понятия, рассказывает о выдающихся событиях и людях.

7. Большая энциклопедия народной медицины. Содержит множество рецептов, советов и рекомендаций, методики различных древних и современных оздоровительных и национальных медицинских школ, а так же разнообразные способы лечения.

8. и др.

(Слайд №7) Теперь мы знаем, что словари и энциклопедии отличаются друг от друга по объему, количеству слов и если знать секреты этих книг, то можно уменьшить время поиска.

Первый секрет заключается в том, что наверху каждой страницы словаря есть подсказка для беглого просмотра: это может быть слог или слово. (На примере энциклопедического словаря (страница 263) вверху страницы указывается слово или слог, в нашем случае «ВЭЙХ - ГАБА», это означает, что на этой странице заканчиваются слова на букву «В» и начинаются слова на букву «Г»).

Второй секрет словаря заключается в том, что все слова расположены строго в алфавитном порядке. Поэтому сначала слова ищут по первой букве.

(Слайд №8) Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам энциклопедий. Для начала разделимся на 4 команды.

На слайде вы видите карточки под номерами 1, 2, 3 и 4. Возле каждого номера спрятано слово, которое вам необходимо найти в «Большой советской энциклопедии».

Предлагаю командам посоветоваться и выбрать номер карточки.

Карточка №1 - ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Карточка №2 - СЛОВАРЬ

Карточка №3 - СПРАВОЧНИК

Карточка №4 - АЗБУКА

(Слайд №9) Молодцы! Все хорошо справились со своим заданием. А теперь давайте найдем слово «Справочник» в «Большом энциклопедическом словаре»

"СПРАВОЧНИК, издание, содержащее краткие сведения научного, общественно-политического, прикладного или бытового характера".

и сравним его с описанием в «Большой советской энциклопедии».

"СПРАВОЧНИК, издание, содержащее краткие сведения научного, производственного или прикладного характера, расположенные в определённом порядке (алфавитном, систематическом, хронологическом и т. д., удобном для их быстрого отыскания. Многие С. снабжаются вспомогательными указателями (алфавитным, предметным, именным и пр.). См. также Справочная литература"

Теперь мы видим разницу словаря и энциклопедии.

Все вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями, а это значит, что вы научились пользоваться энциклопедиями и энциклопедическими словарями.

(Слайд №10) И хочу закончить наш урок словами Льва Кассиля: «Спрашивайте, ищите интересующие вас слова. Ставьте вопросы как паруса и пусть эти книги будут вашими кораблями в безбрежном океане знаний».

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровая ситуация с использованием игры презентации «Бусы для куклы Кати» для 1 младшей группы Игровая ситуация с использованием игры презентации «Бусы для куклы Кати» для 1 младшей группы. Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» Д/С №1.

Конспект интегрированного урока «Путешествие в деревню «Сказкино» для учащихся 1–4-х классов с ОВЗ Интегрированный урок учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья Цель урока:.

Конспект беседы «Пума» с использованием озвученной презентации Беседа о пуме. Цель: дать детям представление о многообразии представителей дикой природы нашей планеты. Материал к занятию: озвученная презентация.

Конспект НОД с использованием презентации-игры «Определи музыкальный инструмент» Цель: воспитание культуры слушания симфонической музыки; знакомство детей с основными музыкальными инструментами и терминами, развитие творческих.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока для учащихся начальной школы «Математическое путешествие на остров Знаний» Математическое путешествие на остров Знаний Цели: • Формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, сопоставлением.

Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?»Конспект занятия с использованием мультимедийной презентации «Что в лукошке?» - Ребята, у нас в гостях Ежик. Мы рады, его приходу. Еж: Сейчас я загадаю загадку, и вы поймете, о чем мы с вами будем говорить: Хороводами.

Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (Г, Д, Ж)Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (Г, Д, Ж) Геолог Путь его тяжёл и долог, ищет залежи. Доктор. а) Что? Поганки? Неужели? Но поганки захотели стать полезными грибами и пришли.

Загадки о профессиях взрослых в алфавитном порядкеЗагадки о профессиях взрослых в алфавитном порядке (А, Б, В, Г) Альпинист. Кто по круче чуть заметно к туче, К туче метр за метром поднимается с трудом – На спине несет свой дом? Адвокат.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»
Опубликовано: 20 мая 2022 в 15:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока-игры с использованием презентации для учащихся 15–17 лет «Вселенная в алфавитном порядке»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Микадзе в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД