Департамент труда и социальной защиты
Всегда быть рядом с родителем. История педагога-психолога Центра «Юнона» Светланы Мартыненко
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
Центр содействия семейному воспитанию «Юнона» – не только дом для детей, оставшихся без своей семьи. Здесь помогают будущим и состоявшимся приемным родителям, в том числе воспитывающим детей с инвалидностью. А как помочь детям, педагогам и родителям в нестандартных условиях самоизоляции, когда нет возможности быть рядом? Об этом в рубрике «Истории-2020» рассказывает педагог-психолог Центра Светлана Мартыненко.
Проект «Мы вместе»
Публикация «Всегда быть рядом с родителем, История педагога-психолога Центра „Юнона“ Светланы Мартыненко» размещена в разделах
«Позитивно мыслить и уметь находить выход в любой жизненной ситуации – вот принципы, без которых психологу состояться в своей профессии трудно. Главное – уметь выделить приоритетное направление и формы работы и оказывать помощь взрослым и детям, исходя из создавшихся условий. Время пандемии не стало исключением», – говорит Светлана.
Для нее с первых дней самоизоляции ведущим направлением работы стала поддержка не только семей с детьми, но и коллектива Центра. Причем психологическая поддержка оказывалась каждому сотруднику – независимо от того, в каком режиме он работал. Для этого был разработан проект «Мы вместе», охвативший всю дистанционную работу в Центре. Светлана Мартыненко сама и вместе с коллегами проводила вебинары, где делилась опытом и давала рекомендации; создавала онлайн-странички «Советы для родителей и специалистов», которые размещались на сайте журнала «Логопед» ТЦ «Сфера»; консультировала Всероссийский клуб родителей «Детский сад онлайн».
Время для развития
«С самого начала пандемии мы индивидуально консультировали семьи наших воспитанников через WhatsApp, поэтому были в курсе психоэмоционального состояния детей и их родителей. В случае необходимости помогали снять эмоциональное напряжение. Ненавязчиво учили родителей, привлекая их к различным онлайн-мероприятиям – как нашим, так и городским. Обязательно обсуждали с ними прослушанные материалы, проговаривали методы, которые можно или нельзя применять к ребенку. Так у них укреплялась мотивация для сотрудничества с ЦССВ», – вспоминает педагог-психолог.
И очень быстро последовала обратная связь: родители, находясь в самоизоляции, снимали небольшие видеоролики о занятости ребенка и значимых событиях, происходящих в семье. Некоторые просили совета и помощи в возникающих проблемных ситуациях, а кто-то и сам предлагал советы и алгоритмы совместных действий.
«Решить любую проблему проще, если ею занимается команда специалистов, и координация их работы – задача педагога-психолога. Как это работает, проще понять на конкретном примере. Мама Н. находилась на самоизоляции вместе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Разговаривая с ней по телефону, мы ощущали ее усталость от длительного нахождения в одном месте и невозможности, особенно в первое время, гулять с ребенком на улице, побыть хоть ненадолго наедине с собой. Но сознаваться в этом мама не хотела. Она сильная, но усталость делала свое дело», – рассказывает Светлана Мартыненко.
Дети всегда зависимы от состояния и настроения родителей, поэтому усталость мамы вылилась в сложности с поведением у ребенка. Решать проблему надо было быстро, и здесь важно было подключить разных специалистов. В Центре собрали команду для помощи семье. В нее вошли музыкальный руководитель, дефектолог, педагог по рисованию и другие специалисты. Договорились, какую именно работу проведет каждый из них и с мамой, и с ребенком.
«С одной стороны, мама начала активно заниматься с сыном. С другой, учитывая ее хороший образовательный потенциал, мы подключили Н. ко всем онлайн-мероприятиям, она обсуждала с психологом и специалистами прослушанный материал. В родительском чате мы стали привлекать ее как маму-эксперта, и она быстро стала очень активным и, самое главное, позитивным участником общения. Вскоре от ее тревожности и усталости не осталось и следа», – рассказывает Светлана Мартыненко.
Каждому человеку подходят свои методы и технологии, но главное в работе психолога – уметь не только сопереживать, но и вовремя обнаружить проблему и начать оказывать помощь. И здесь постепенное корректное вовлечение родителей и педагогов в дистанционную работу помогало им легче адаптироваться к условиям самоизоляции.
«Вот так – в постоянном контакте и взаимодействии – мы все вместе жили и работали: помогали, поддерживали друг друга, реагировали и предотвращали возникающие проблемы. Считаю, что мы быстро адаптировались к изменившимся условиям и научились работать по-новому. С этой точки зрения пандемия оказалась для нас не только временем испытаний, но и временем для развития», – убеждена Светлана Мартыненко.