Татьяна Былова
Все о игре. Все про игру
▼ Скачать + Заказать документы
«Все про игру. Все о игре».
В практике часто приходится сталкиваться с повторяющимися вопросами со стороны родителей:
Как правильно играть с детьми? Как сделать чтобы дети играли вместе? Насколько мама должна быть вовлечена в игру? Желание быть всегда первым. Игрушки покупаем, а он в них не играет, а только складирует, что делать?
Давайте разбираться!
Что самое важное в самостоятельной игре? На сколько она важна?
Публикация «Все о игре, Все про игру» размещена в разделах
Для любого ребенка игра это целый мир, возможность развиваться, возможность узнавать новое, а так же возможность понимать самого себя. Потому что любой ребенок к игре, соприкасаясь с чем бы то ни было, проигрывая разные роли, или даже что то перемещая в пространстве или строя, на самом деле учится понимать себя, через моменты избирательности (что я хочу, что я не хочу, (что мне нравится, что мне не нравится, как я хочу чтобы это было устроено. Получается, что это возможность соприкоснуться с самим собой. Это все про самостоятельную игру ребенка (когда ребенок играет сам с собой, когда никто не вмешивается, когда никто ему не навязывает развивающие или супер полезные игры.
Очень важным в данном случае является понимание родителем того, насколько важна самостоятельная игра ребенка. Та игра в которую ребенок играет сам, один и с удовольствием. Важно удовлетворять эту потребность ребенка.
Но должна быть еще игра совместно с кем то, которая развивает коммуникативные навыки, навыки общения.
Сложнее всего обстоит вопрос игры межу братьями и сестрами в домашних условиях, когда между детьми не большая разница, и нельзя чтобы они играли в одни и те же игры, и понятно, что более маленького всегда интересует, то во что играет более старший.
Не стоит забывать, что ребенок имеет возрастную периодизацию, и каждый ребенок должен играть в свои какие то игры, и если в два годика это игры, которые направленны на то, чтобы что то трогать, узнавать, пересыпать и детей интересует процесс, то с его взрослением в игру встраивается сюжет, сюжетно-ролевые игры, и это тоже является важным. И вот здесь очень важна гибкость родителей.
Мама может помочь создать условия для совместной игры. Пригласить детей в этот процесс. Гибкость и проявляется в том, что с одной стороны давать ребенку самостоятельную игру, а другой стороны помочь присоединить другого ребенка с умением поделиться.
Но как быть в ситуации, когда дети делят игрушки? Здесь будет полезно прояснить следующие вопросы: на сколько часто делят игрушки? А есть ли вообще разделение игрушек на «собственные», «общие», «чужие»? Забираете ли вы игрушки силой? называете ли ребенка жадиной? Бывают ли ситуации, когда ребенок готов подключить другого в игру?
Ответив честно на эти вопросы, можно сразу получить ряд важной и полезной информации. Хочется лишь слегка напомнить, про то, что:
- у каждого ребенка могут быть его личные игрушки, делиться которыми он не обязан по первому приказу родителя.
- забирая или отнимая игрушки у старшего ребенка, например, чтобы отдать младшему (потому что ты старше, а значит умнее) вы не проявляете гибкости и уважения, а наоборот, подрываете доверие.
- любой ребенок с удовольствие примет другого в свою игру, если это не навязывать, а попросить приглашения в игру с заранее оговоренными правилами и т. д.
Не получается один способ, всегда можно придумать второй, третий и следующий, который обязательно придется всем по душе.
Игра с мамой или папой.
Идея должноствоваения (я должна играть, даже если у меня это не получается, не хочу, не могу) она не полезна. Когда мы вырастаем, мы часто забываем, как это играть и не все из нас умеют играть, погружаться в процесс, получать от этого процесса удовольствие и не думать ни о чем.
Все должно быть достаточно гибким и родитель должен иногда присоединяться к игре, но если родитель всегда в игре, то это тоже не очень полезно для понимания ребенком самого себя.
Я бы рекомендовала искать игры, которые вам самим нравиться, и это не обязательно должны быть игры (во взрослом понимании очень правильные, развивающие, это может быть простое переливание водой, перекидывание подушками, перекатывание на ковре – это тоже игра, и если ребенок в этот момент видит родителя, который испытывает удовольствие от процесса такое же как и он, вот оно счастье. Понятно, что если вы с мученическим видом, что то строете, думая что это нужно вашему ребенку, то вы ошибаетесь.
Не нужно нацеливаться на долгую совместную игру, а на же минимальная, но очень важная и вас и для ребенка.
Рекомендация: искать игры, приносящие удовольствие, где я могу получать удовольствие как мама при взаимодействии с собственными детьми.
Дети также с большим удовольствием играют в настольные игры, разнообразие которых в современном мире поражает. Я уверена, что любая семья может найти самые разнообразные варианты настольных игр, которые будут целиком удовлетворять их возможностям и потребностям.
И вот здесь возникает Следующий важный вопрос: желание быть первым! Иначе ребенок сильно расстраивается, и уже не объяснить, что в игре главное участие.
Ребенок разного возраста играет в разные игры. Игры по правилам уже становятся доступны детям уже после 6 лет, и они становятся доступны не сразу. Не быват так, что проснулся ребенок с утра и научился играть по правилам и научился проигрывать. Т. е. это все таки, процесс, и это процесс направленный на признание другого человека, что он тоже может выиграть, или где то, в чем то он может быть лучше меня, а это очень сложно, поскольку это же происходит становление самооценки и в этом возрасте очень интенсивно. Поэтому в этом возрасте точного ответа про то, что делать нет. Скорее здесь надо обращать внимание на то, как он расстраивается «я вижу, что ты расстроился, что ты не первый, к сожалению так бывает». Достаточно поддержать его.
Еще одна важная вещь, о которой хочется сказать: одно дело проигрывать папе, а другое дело проигрывать где то, например в садике, друзьям, и т. д. А на сколько сложно ему проигрывать сверстникам? Иногда это бывает легче, а иногда сложнее. Все индивидуально.
Ну и хотелось бы рассмотреть еще один важный вопрос, который беспокоит родителей
Мы покупаем ему игрушку, а он играет только 15 минут и интерес пропадает. Какие игрушки и сколько нужно покупать, чтобы они нравились детям?
Здесь важно следущее: а какая у вас вообще договоренность с ребенком о покупке игрушек? Покупать игрушки надо целенаправленно: например, игрушки покупаются на праздники, или есть определенные дни в неделе или в месяце, когда мы покупаем игрушки или это происходит спонтанно, мы пришли в магазин: мам хочу, мам купи.
Мне кажется важно, чтобы желание ребенка родители не опережали, важно, чтобы желание в ребенке созрело (увидел например лего бионикл, или лего сити….по телевизору и начинает это хотеть, и вот когда это внутреннее хотение достигает какого то этапа, то можно договориться, давай мы с тобой договоримся, что например на Новый Год, День Рождения, или просто на выходные мы тебе подарим этот набор.
А ведь бывает, что родители опережают события и покупают ребенку все заранее и ребенка возникает ощущение, что у него не возникает этого хотения. Это не хорошо для внутреннего развития собственной избирательности, т. е. я не успел захотеть а мне уже все купили.
Важно про это говорить с ребенком: тебе нравится это, ты увидел рекламу, давай мы с тобой подумаем, поговорим с папой, можем ли мы себе это позволить, через сколько мы можем себе это позволить? И в определенный день мы идем и это покупаем, и вот в этом случае это желанный подарок.