Татьяна Шамина
Конспект занятия «Времена года. До свидания, Осень!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Времена года. До свидания, Осень!»
Воспитатель: Шамина Татьяна Андреевна
Программное содержание: Сформировать у детей обобщенное представление о временах года. Уточнить и расширить представление детей об осени, как о времени года, как и когда меняются условия жизни для живых существ: как укорачивается день, становится холоднее, как меняются растения.
Публикация «Конспект занятия „Времена года, До свидания, Осень!“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Материалы к занятию : Загадки и стихи о временах года. Магнитная доска и карточки по всем четырем временам года.
Персонажи: старичок-лесовичок.
Предметы: Три корзины с муляжами овощей, фруктов, грибов. Картина с изображением деревьев (листья к ним).
Ход занятия : Ребята, сегодня нам предстоит с вами очень увлекательное путешествие. И начнем мы его с вами со сказки-загадки. Послушайте ее внимательно:
Жили - были четыре сестрицы. Были сестры умницы, красавицы, одна другой краше. И жили они очень дружно, никогда не спорили. Каждая в свое время на землю приходила, сестрицу не обгоняла, очередь свою соблюдали. Но вот однажды заспорили что-то сестры.
- Я самая главная, -говорит старшая сестрица. Мною год начинается, да и люди меня ждут не дождутся, ведь именно в этом времени года самый любимый праздник у людей. А детишки-то как любят меня, и санки достают, и коньки, и лыжи.
- Что ты, что ты,- говорит вторая сестрица.
- Ты такая холодная, морозная, вьюжная. Буранов напустишь, дороги заметешь, зверей да птиц заморозишь. Люди, птицы, звери ждут- не дождутся когда ты закончишься и мое время настанет. Все любят меня. Птички меня пением встречают, насекомые и звери из своих нор выбираются. Все теплому солнышку радуются. Да и потомством обзаводиться надо. Красота!
- Что вы сестрицы спорите,- говорит третья сестрица. - Люди больше всего меня жаркую любят. Все вокруг зеленое, на полянках ягод видимо невидимо, голубая теплая речка так и манит. Детишек домой не загонишь, целый день на улице играют –кто в прятки, кто в догонялки, а кто на роликах и велосипедах катается. А для зверей и птиц летом еды полным полно, живи и радуйся!
- Нет, нет и нет, - говорит четвертая сестрица. - Больше всего меня все ждут. Куда ни глянь - красота неописуемая, все вокруг багряное да золотое. А в огородах-то, в огородах урожая видимо-невидимо. И ягод и овощей, и фруктов. А в лесу грибов великое множество. Все сыты - и люди и звери. Запасы делают, да и меня нахваливают…
Воспитатель (обращается к детям) :
- Ребята, вы внимательно слушали сказку? Подумайте и скажите, о чем идет речь в этой сказке-загадке? (О временах года.)
- А какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)
- Все правильно. Всего в году 12 месяцев, 4 времени года, а в каждом времени года по 3 месяца.
(Стук в дверь)
В. : Кто это к нам, интересно, стучится? Давайте, ребятки, посмотрим.
( Из-за ширмы выглядывает старичок в необычной одежде: плащ, на котором нарисованы картинки с изображением всех времен года)
Воспитатель обращается к гостю:
- Здравствуйте, заходите, пожалуйста. Гостям мы всегда рады, только бы хотелось нам с ребятами узнать, кто Вы и как Вас зовут?
Старичок: А я именно тот гость, который вовремя оказался в нужном месте. Зовут меня старик-годовик. Обходил я свои обширные владения. Забот у меня много. Проходил мимо вашего садика. Дай, думаю, зайду к ребяткам, посмотрю, как живут, чем занимаются? Услышал, сказку читают. Стоял я и думал: отгадают ли ребята про времена года? Какие молодцы, все правильно сказали, порадовали старика. И так мне захотелось задержаться у вас.
В. : Конечно, оставайтесь. Мы с ребятами приглашаем вас. Посмотрите, как наши ребята стараются. А впереди у нас самое интересное.
Воспитатель обращается к детям: Ребята, посмотрите, какой у нашего гостя плащ необычный. Что вы видите? Дети рассматривают картинки и с помощью наводящих вопросов приходят к выводу: на плаще приметы всех времен года.
Старичок: Ай, какие молодцы, все знаете. Сяду я отдохну, посмотрю на вас.
В. : Ты, гость дорогой, отдохни с дороги, а мы с ребятами продолжим. (На магнитной доске выставляются карточки по всем временам года. Воспитатель предлагает детям дать краткую характеристику по каждому времени года : зима, весна, лето, а про осень предлагает поговорить позже. Воспитатель раздает сюжетные картинки каждому ребенку по разным временам года и дети должны не просто назвать, какое время года, а обосновать свой ответ).
Ст. : А я тоже хочу проверить, как вы угадаете, какое время года. Я прочитаю стихи, а вы попробуйте угадать, какое время года они отражают :
Ст. : Она приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!
И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело. (Зима)
Ст. : Она приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек. (Весна)
Ст. : Зеленой периной
Вдруг стала трава.
Цветы полевые
Красивый букет.
Разные по цвету,
И похожих нет. (Лето)
Ст. : Дождь и холода.
Ночью замерзает
В лужах вся вода.
Птицы улетают
Стаями на юг.
Но грустить не стоит
О природе друг! (Осень)
Ст. : Посмотрите на этих ребят! Опять справились.
В. : Стихи вы отгадали, а я вам загадки загадаю. А вы должны не только отгадать загадку, но и сказать, когда это бывает? В какое время года?
1. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
2. Без досок, без топоров через реку мост готов. Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло. (Лед)
3. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются. (Лыжи)
4. Когда это бывает? (Зимой)
5. Крашенное коромысло через реку повисло (Радуга)
6. Светит, сверкает, всех согревает (Солнце)
7. Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
8. Когда это бывает? (Летом)
9. Сели детки на карниз, а растут все время вниз (Сосульки)
10. На ветках плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки. (Почки)
11. Когда это бывает? (Весной)
В. : Ну что, дедушка? Понравилось тебе, как наши ребята отвечают?
Ст. : Все-то вы знаете. Даже не представляю, что у вас можно спросить. А какое время года сейчас? (Осень) - А какой месяц? (Ноябрь) - А это первый, второй или третий месяц осени? (Последний, третий месяц).
Ст. : Я так рад, что к таким ребяткам в гости попал.
В. : И ребята очень рады, что ты пришел к ним, вот они и стараются. А сейчас попробуем более подробно поговорить о таком прекрасном времени года, красивом - об осени. Многие писатели и поэты в своих произведениях передают неповторимую красоту этого времени года. Послушайте:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шуми свежее дыханье.
И мглой волнистого покрыты небеса.
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
В. : Что же происходит осенью? Какие изменения происходят в природе?
( По карточкам на доске дети все подробно рассказывают: День становится короче, ночь - длиннее)
- А какое основное изменение происходит в неживой природе? (Похолодание. Небо часто закрыто облаками).
- А какие осадки бывают осенью? (Дождь).
- Всегда дождь? (В конце осени бывает снег).
- Что происходит с растительным миром? (Листья на деревьях и кустарниках меняют свой цвет, становятся желтыми, красными, оранжевыми и затем опадают).
- Все деревья сбрасывают свою листву? (Нет, не меняют цвет листья хвойных деревьев. Это ель и сосна).
- Все правильно, ребята. Мы с вами в группе сделали осеннюю коллекцию из осенних листьев : гербарий, рыбок, вазочки с букетами. А вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают свою листву? (Нет). А давайте у нашего гостя спросим. Он точно знает ответ на этот вопрос.
Ст. : Все деревья, ребята, готовятся к зиме. Зимой деревья спят, они не растут зимой, а листья укрывают корни деревьев от холодов.
В. : А сейчас я приглашаю всех ребят поиграть со мной в игру, которая так и называется: "Осенние листочки" (Игра проводится 2 раза по подгруппам) :
Мы - листочки, мы листочки.
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
ветер дунул - полетели.
(Дети стоят кружком с листочками в руках, разбегаются).
Мы летали, мы летали,
а потом летать устали!
Перестал дуть ветерок,
мы присели все в кружок.
(Дети бегают, помахивая листочками, приседают, подбрасывают листья).
Ветер снова вдруг подул
и листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
и на землю тихо сели.
(Дети разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают листья вверх).
Ст. : Как вы красиво танцевали. Я тоже хочу с вами поиграть. Игра называется "Найди свое дерево". Чтобы корни деревьев не замерзли зимой, помогите мне их укрыть листочками. По отдельным признакам попробуйте назвать дерево.
(Воспитатель помогает провести игру)
Ст. : Стоит в белой одежке, свесив сережки. Что это? (Береза).
В. : Ребята, посмотрите. Здесь у нас нарисованы деревья. Около дерева кружок с цифрой. Найдите вазочку с такой же цифрой и туда поставьте листья с этого дерева.
(Дети отгадывают загадки и ставят листья в вазочки. Старичок хвалит детей)
В. : Давайте продолжим нашу беседу об осени. Что ж еще происходит, посмотрите на карточки. Что обозначает эта карточка?
(Д. : Пропадают насекомые. Одни засыпают, другие прячутся под кору деревьев)
В. : А на этой карточке что нарисовано?
(Д. : Птицы улетают в теплые края, потому что корма становится мало)
В. : А как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные) Какие птицы улетают? (Ласточка, грач, скворец, соловей.) А какие птицы остаются с нами? (Ворона, воробей, голубь.) А какие птицы прилетают к нам на зиму? (Синички, снегири)
- Вот здесь у нас на картине нарисованы птицы. Около каждой свой номер. Назовите, пожалуйста, этих птиц.
- Звери тоже готовятся к зиме, но по-разному. Расскажем нашему гостю об этом. (Белка, мышки, бурундуки запасаются на зиму, медведь засыпает. У зайца и белки меняется окраска шерстки: белка становится серой, а заяц - белым)
- А почему заяц и белка поменяли свои шубки? (Они маскируются. Так им удобней скрываться от врагов)
- А все звери делают себе запасы на зиму? (Нет. Зайцы, лиса, волки, лоси запасов не делают. Зайчики питаются корой и веточками молодых деревьев, кустарников, а лиса и волк охотятся на более мелких зверей и птиц)
- Мы с вами вспомнили о сменяемости дня и ночи, о6 осадках, о растительном и животном мире. А что мы, люди, продолжаем делать осенью? (Убираем урожай овощей и фруктов и храним их.)
- Как отличаются овощи и фрукты по месту произрастания? (Овощи на земле растут или в земле, а фрукты на деревьях)
- Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете овощи? (Морковка, свекла, лук, помидор, горошек, огурец, тыква, капуста.)
- А какие фрукты вы знаете? (Яблоки, груши, апельсины, бананы, лимон.)
Ст. : Ой, остановитесь, пожалуйста. Не могу больше вас слушать.
В. : Что с тобой случилось?
Ст. : Слюнки у меня текут. Мне сразу захотелось все это попробовать.
В. : Не расстраивайся, мы тебя с ребятами обязательно угостим. Фрукты ты съешь, а из овощей салат сделаешь, суп сваришь.
Ст. : Спасибо! У меня тут и корзиночки припасены для такого случая. Вот вы мне в них гостинцы и положите. Да смотрите, не перепутайте. В одну положите только овощи, а в другую - фрукты (Дети выполняют задание. Можно загадать загадки про овощи.)
Ст. : Большое спасибо. Я тоже приготовил для вас подарки. (Угощает детей орехами и грибами и, прощаясь, уходит.)
В. : Ну вот и подходит к концу наше с вами путешествие. Мне хочется пригласить вас на выставку, которая называется: "Круглый год". На ней представлены картины по всем временам года. Посмотрите и полюбуйтесь ими. Давайте вспомним стихи, которые мы с вами учили, прочитайте их, пожалуйста. (Дети подходят, выбирают картину по любому времени года и читают стихи).