Татьяна Ершова
Консультация «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В данном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно- двигательной. Ребенок активно растет, прибавляет в росте, весе, постепенно изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Именно в этот период организм ребенка свидетельствует о переходе на более высокую ступень развития, предполагающую более глубокие умственные нагрузки, связанные с систематическим обучением в школе.
Публикация «Консультация „Возрастные особенности детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
В старшем возрасте начинают закладываться основы будущей личности:
- формирование мотивов («Зачем? Почему?»);
- зарождение новых социальных потребностей (в уважении, признании взрослыми, в признании сверстниками, взрослые слова);
- интерес к моральным нормам (соблюдение правил);
- активное развитие познавательной деятельности, интерес к внутреннему устройству игрушки, головоломки, кроссворды, задачи и т д;
- изменение структуры детской деятельности (сложные сюжетно-ролевые игры);
- через сравнение видеть различие.
Такой возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений дошкольника является развитие произвольного запоминания.
Внимание же носит еще непроизвольный характер. Оно недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Мышление у детей начальной школы (6-7 лет) развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (К. Д. Ушинский)
При всей важности познавательного развития ребенка 6 – 7 лет, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.
В семь лет мы сталкиваемся с очередным возрастным кризисом. Ребёнок к этому возрасту уже может достаточно много, и думает, что он может все. Стремление к самостоятельности – своеволие – основано на осознании (правда ограниченном) своих возможностей и опирается на достаточно большой индивидуальный опыт ребенка. Поэтому в этом возрасте нельзя навязывать, необходимо помочь проанализировать ход действий, помочь сделать выводы, научить тому, что ребенок еще не умеет, но хочет сделать и предоставить самостоятельность.
Избежать кризис нельзя. Можно пережить его по-разному. Если педагогические требования и требования родителей будут направлены в одном направлении, то эти моменты пройдут значительно мягче для самих детей и для их родителей тоже.
Важным моментом достижений детей 6 – 7 лет является осознание своего «Я», осознание положения среди других детей, стремление к взрослости, выполнению взрослых дел. Ребёнок стремится к новым открытиям, начинает понимать, как много неизвестного во взрослой жизни, которую он начинает постепенно познавать. Формируется реальная предпосылка осуществления целенаправленной учебной деятельности: ребенок в основном овладел речью, научился делать некоторые выводы и простые обобщения.
Если он посещал дошкольное учреждение, то имеет некоторый опыт выстраивания отношений с другими детьми. «Домашний ребенок» в этом плане менее защищен. Ребенок более «социального плана» быстрее учится управлять своим поведением и уже способен понимать «что такое - хорошо, что такое - плохо», хотя еще не умеет сдерживать свои порывы.
В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т д.
Ребенок уже имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей, взрослых) принимаются дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших данного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых, соответствует переходному периоду – кризису семи лет.