Асадчая Татьяна
Возникновение и развитие продуктивной деятельности в раннем детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Возникновение и развитие продуктивной деятельности в раннем детстве
К продуктивным видам деятельности относят рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Предпосылки данных видов деятельности складываются в процессе овладения предметными действиями. Первые действия ребенка раннего возраста с изобразительным материалом являются частным проявлением предметной деятельности – неспецифические действия: ребенок может стучать карандашом, катать его, рвать бумагу и пр. Т. е. все действия ребенка сначала подчиняются физическим свойствам предмета.
Публикация «Возникновение и развитие продуктивной деятельности в раннем детстве» размещена в разделах
Ребенок исследует, опробует изобразительный материал. Без руководящего участия взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами его использования. Самостоятельная изобразительная деятельность или действия взрослых с изобразительным материалом помогают ребенку выделить сам факт использования данных предметов и понять их предназначение. Первоначально происходит общая ориентировка в предназначении изобразительных материалов, однако это не приводит к овладению ребенком самого способа действия.
Крайне важное значение в овладении продуктивными видами деятельности имеет развитие мелкой моторики руки ребенка:
-1 год – берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиками большого и указательного);
-1 год 2 месяца – пытается рисовать каракули;
-1 год 6 месяцев – разворачивает завернутый в бумагу предмет;
-1 год 8 месяцев – переворачивает страницы книги по одной;
-2 года – схватывает движущийся предмет, разрывает бумагу;
-3 года – раскатывает пластилин (делает неправильный цилиндр, режет бумагу ножницами.
При достаточно хорошем моторном развитии и целенаправленном обучении ребенок может уже в год и два месяца правильно удерживать карандаш в трех пальцах на уровне совместно-раздельного действия. Но часто дети данного возраста удерживают карандаш в кулачке, что объясняется слабостью мелких мышц.
В начале раннего детства ребенок увлечен самим изобразительным материалом и действия с ними и может не замечать полученного им изображения. Поэтому дети часто действуют с неотточенными карандашами, с неоткрытыми фломастерами или просто палочкой, которыми водят по бумаге, по столу, по полу и т. д.
В определенный момент ребенок начинает замечать последствия своих действий с изобразительным материалом – оставшиеся на бумаге следы, что вызывает интенсивные эмоциональные реакции – удивление, радость. Ребенка начинает привлекать не столь само действие с изобразительным материалом, сколько результат этого действия. Возникает новый мотив действий – стремление получить след на бумаге, доске, асфальте, стене. Ребенку нравится заполнять пустое пространство листа точками, штрихами, линиями и он может заниматься этим достаточно длительное время. Его действия часто носят ритмический характер, что является дополнительным стимулом к изобразительной деятельности.
Первые действия ребенка с изобразительным материалом неорганизованные, хаотичны, слабо контролируемы. Дети часто рвут бумагу по причине отсутствия способности регулировать силу нажима на карандаш, выходят за края листа из-за неумения управлять размахом своих движений.
До полутора лет для изобразительной деятельности детей характерен так называемый «штриховой период», поскольку в этом возрасте рука ребенка непроизвольно движется взад и вперед, что приводит к появлению повторяющихся неотрывных штрихов. Их направление и форма часто определяется случайно – по положению руки ребенка в данный момент. Одинаковые движения повторяются много раз, при этом они подчиняются руке, а не глазу.
Постепенно появляется определенное разнообразие в получаемых штрихах: получаются короткие и длинные штрихи, штрихи в разных направлениях, точки, ломаные, прямые линии, вращательные движения, спирали и пр.
Со второго полугодия жизни начинается период каракуль, во время которого дети изображают отчасти закругленные, отчасти ломаные линии. Линии становятся очень разнообразными: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Многократные повторения однообразных движений приводит к изображению пятна, выделяющегося на фоне листа.
В этом периоде действия ребенка с материалом постепенно наполняются смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Ведущая роль при этом принадлежит взрослому. Он показывает ребенку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях, можно увидеть какое-то содержание, образ. Появляется ассоциативный образ. Увидев в собственных каракулях знакомые предметы, ребенок испытывает положительные эмоции. Основой появления ассоциативных образов является умение ребенка читать изображения-картинки и рисунки взрослых.
Дети начинают с интересом искать содержание в нарисованных ими линиях, что становится главным стимулом их действий с изобразительным материалом. Признаки, по которым ребенок устанавливает это сходство, могут быть различны: форма, цвет, объем, ритм и траектория движений и пр. При этом сам ребенок может не осознавать эти признаки. Положительные эмоции, возникающие при появлении ассоциативных образов, приводит к желанию повторить определенное изображение и у ребенка впервые появляется замысел, цель изобразить какой-либо предмет. Это свидетельствует об окончании «доизобразительного» периода в детской деятельности.
К основным ступеням развития изобразительной деятельности относят :
-интерес к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;
-интерес к действиям взрослого с изобразительным материалом; подражание взрослым;
-интерес к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа;
-появление первых замыслов, самостоятельная постановка изобразительных задач.
На третьем году жизни действия ребенка совершенствуются, обобщаются, становятся все более специфичными, совершенствуются действия переноса: способ действия карандашом переносится на фломастер, кисть, мелки и пр. Ребенок становится более самостоятельным, но взрослый продолжает контролировать и оценивать его действия. Свои действия с изобразительным материалом ребенок сопровождает речью: комментирует, объясняет, дополняет образ словом.
Узнанные ребенком в своих рисунках предметы могут использоваться им как игрушки-заместители в процессуальной игре на бумаге или с пластилином.
К изобразительной деятельности ребенка в этом возрасте побуждают интерес к материалу и действиям с ним, подражание взрослым, потребность в общении с ними и в их положительной оценке, стремление изобразить интересные для него предметы или явления.
Ребенок все чаще самостоятельно определяет содержание будущего рисунка, определяет цель и изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется примерно к двум годам. Первые замыслы ребенка неустойчивы, неотчётливые и бедны по содержанию, что объясняется непроизвольностью познавательных процессов и отсутствием достаточного изобразительного опыта.
К концу периода раннего детства ребенок :
-проявляет интерес к изобразительной деятельности, самостоятельно ставит изобразительные задачи;
-может увидеть образ в своих рисунках и лепке;
-комментирует то, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки;
-при условии систематического использования изобразительного материала и руководящей роли взрослого он овладевает элементарными способами действий с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином.