МААМ-картинки

Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога

Ирина Иванова
Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы

Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога

Психологи утверждают, что дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети приобретают основные умения и знания об окружающем мире, у них начинает формироваться определенное отношение к людям, к работе, к личным обязательствам, вырабатываются привычки поведения в обществе, а также закладываются первые навыки, моральные и волевые основы. Вся жизнь малыша проходит в игре, ведь только играя, он открывает себя миру и мир в себе. Игра – единственная в этом возрасте деятельность ребенка, которая обеспечивает ему ощущение полной самостоятельности и личностной свободы, подвластности предметов и действий. Именно это позволяет ему в полной мере реализовать свои фантазии и задумки.

Публикация «Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога» размещена в разделах

С введением ФГОС ДО, одним из основных принципов стандарта является реализация Программы в формах, специфичных для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Следовательно, игровая форма работы с детьми становится наиболее актуальной.

Включение игр в воспитательно-образовательный процесс повышает его эффективность, так как игра:

- создает позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;

- непосредственно влияет на интеллектуальную и коммуникативную активность ребенка;

- способствует раскрепощению ребенка, стимулирует к поиску творческих решений.

В коррекционно-развивающей работе с детьми использую игровые приемы в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми. На мой взгляд, такая форма работы помогает решить ряд проблем детей дошкольного возраста, в том числе развитии личности в периоды кризиса 3-х и 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с началом посещения детского сада и подготовкой в школу.

Одной из основных задач адаптационного периода детей 3 лет является формирование чувства уверенности в себе и в окружающем. Поэтому каждый день наполнен игровой деятельностью, которая способствует сближению детей друг с другом, обучает их навыкам общения с взрослыми основанных на доверии. Обеспечивает знакомство с группой и детским садом: «Давай, познакомимся», «В гостях у…», «Ловишки», «Карусели», «Где же наши ручки», «Чей голосок» и другие.

Появление в сознании ребёнка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. В наиболее явной форме это проявляется в игре в школу. Содержание игр с детьми 6-7 лет направлено на повышение мотивационной и познавательной готовности: «Собери портфель», «Школьная атрибутика», «Буквы алфавита», «Подари подарок», «Волшебная дверь», и другие.

Коррекционная работа включает в себя игры и игровые ситуации с агрессивными, тревожными, гиперактивными детьми. Игры и упражнения под руководством психолога учат детей дружбе, сплочению детского коллектива, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать друг другу: «Клубочек», «Найди друга», «Рукавички», «Доброе животное», «На что похоже настроение», «Комплименты» и другие.

Некоторые игровые приёмы также позволяют снизить уровень тревожности у детей через овладение ими некоторыми приёмами саморегуляции, и дают возможность сформировать навыки самоконтроля и установить чёткие границы поведения. Это в свою очередь помогает детям прогнозировать реакцию окружающих, что снижает общий уровень тревожности: «Тень», «Дракон кусает свой хвост», «Замри», «Зеваки», «Повтори за мной» и другие».

Наиболее эффективное обучение детей познавательным процессам наблюдается в игровой деятельности. В условиях игры ребёнку легче сосредоточиться, он больше запоминает, проявляет гибкость мышления. Практика действия в воображаемом пространстве способствует развитию творческого воображения: «Четыре стихии», «Где мы побывали, что мы повидали», «Испорченный телефон» и другие.

В игре повышается и речевое развитие детей, так как речь неизбежно включена во все виды детской деятельности и выступает как средство общения с одной стороны, и как средство мышления с другой (при решении мыслительных задач и их словесном описании) : «Зато, или позитивная альтернатива», «Загадки», «Какое слово» и другие.

Также в основу работы педагога-психолога входят игры и игровые упражнения на развитие коммуникативных навыков, т. к. по данным исследований Л. С. Выготского, в процессе игры легче, чем при выполнении какой – либо другой деятельности, наладить позитивные взаимоотношения с окружающими. Можно с уверенностью сказать, что в результате такой работы у детей повысился уровень общения так как дети не стеснялись проявлять свои чувства, спокойно говорили о симпатиях и привязанности («Комплименты»). Если раньше дети иногда отказывались выполнять задание с детьми, не пользующимися в группе авторитетом, то теперь действовали в соответствии с правилами игры, отдавая предпочтения всем участникам игры : «Повернитесь к соседу», «Улыбнись другу», «Рукавички» и другие. Основными показателями повышения коммуникабельности детей также является снижение скованности в движениях, уменьшение суетливости, множества ненужных жестов и мимики, установление доверительного контакта с психологом и детьми в группе.

Нервное напряжение, отрицательный эмоциональный фон, излишнюю тревожность и раздражительность у детей хорошо снимают подвижные коллективные игры. В народной педагогике накоплен огромный запас таких игр: прятки, лапта, казаки-разбойники, жмурки, кошки-мышки и другие. В своей практике я использую игры, специально разработанные для занятий с детьми дошкольного возраста.

Традиционно психологическая работа с ребенком в детском саду оказывается в рамках индивидуальной и групповой работы с педагогом-психологом. Однако, такая форма работы является малоэффективной без активного сотрудничества с воспитателями.

Выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги в своей работе с детьми дошкольного возраста : гиперактивность, агрессивность, тревожность, застенчивость, неуверенность в себе,низкий уровень развития мышления и речи; памяти, внимания, воображения, восприятия, неумение общаться со сверстниками и взрослыми, страхи.

Исходя из вышесказанного, необходимо направить деятельность педагогов на решение данных проблем, в рамках совместной деятельности педагога-психолога с воспитателями и другими специалистами ДОУ, посредством организации игровой деятельности в возрастных группах.

С этой целью был составлен и апробирован сборник психологических игр с детьми дошкольного возраста на каждый день. Цель его – практическая помощь педагогам детского сада в психопрофилактической работе с детьми.

Практическая значимость данного сборника заключается в систематизации игр из опыта работы педагога-психолога, направленных на психопрофилактическую работу с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемый результат от совместной работы :

- корректировка негативных проявлений в поведении детей;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- повышение познавательного развития;

- развитие личности детей.

Этот сборник поможет педагогам разнообразить игровую деятельность детей, даст практические советы, подскажет, как научить детей быть внимательнее, добрее, активнее, как вести себя в различных ситуациях и поможет лучше подготовить детей к будущей жизни.

Дошкольное детство – удивительно богатая пора. Каждый день, каждый час ребенок открывает для себя новое, учится, играет, познает. Но ему крайне необходима помощь в овладении знаниями, поддержка замыслов в игре, одобряющая опека при неудачах.

Именно мы, педагоги, выбравшие своей профессией – воспитание маленького ребенка, понимающие его тревоги, заботы, неудовлетворенное любопытство, ведем его от незнания к знанию, от неумения к умению, от неудач к достижению задуманного. А игра - это процесс, способствующий реализации творческих способностей, где ребенок может перевоплощаться в творца своей жизни, своего поведения, преодолевать свою скованность, где можно убедиться, что из самых сложных ситуаций можно найти выход, учит налаживать контакты с детьми и взрослыми.

Публикации по теме:

«Чудеса дизайна». Оформление детского сада«Чудеса дизайна». Оформление детского сада Добрый вечер. Решила поделиться опытом изготовления мебели из пустых пакетов. Все мы знаем, что дошкольное детство – короткий, но важный,.

Игра в развитии ребенка Игра- многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога
Опубликовано: 25 марта 2015 в 13:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванова (УИ 63269) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД