Марина Ильина
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Публикация «Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)» размещена в разделах
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Игра – самая любимая и естественная деятельность детей, поэтому она становится основной формой и содержанием познания окружающей действительности. В игре отражаются все стороны окружающего мира, который ребёнок наблюдает в данный момент. Чем богаче наблюдения и опыт ребёнка, тем богаче игры по содержанию. Исследования и педагогический опыт показывает, что именно игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, это первая деятельность, которая играет значительную роль в развитии личности, в формировании её внутреннего содержания. В игре ребёнок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности, игра – это практика развития. Через игровую деятельность воспитатель может воздействовать на каждого ребенка, зная и учитывая его индивидуальность.
Ребёнок, который не хочет убирать игрушки, с большим удовольствием и быстро их уберёт, если педагог предложит соревновательный момент (Кто быстрее или, кто больше) Дети хорошо и с аппетитом начинают есть, если пришли не просто на обед, а в кафе (игровая ситуация) и т. п.
Сюжетно-ролевые игры объединяют детей, учат общаться, договариваться, вести игровой диалог, развивать сюжет, использовать свои знания, умения и навыки, позволяют делиться опытом.
Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.
Есть подвижные игры, которые способствуют развитию двигательной активности, координации движения, быстроты, ловкости, решительности, смелости, целеустремлённости. Сознательное выполнение правил игры, формирует волю, самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение.
Существует много дидактических игр, которые помогают решать различные педагогические задачи, способствовать передаче накопленного опыта и знаний, развивать память, мышление, воображение, развивать и обогащать, активизировать речь. При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов, не перегружая ребёнка, а делая это эмоционально и увлекательно.
Очень важную роль играет организация пространства, что позволяет дошкольникам выбрать интересные для себя занятия – игры, чередовать их в течении дня, а педагогу даёт возможность организовать процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Оснащение и наполнение группы меняется в соответствии с тематикой образовательного процесса, учитывая современные требования сегодняшнего дня.
Чем разнообразнее и интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь, тем комфортнее себя чувствует ребенок в детском саду. Важно развивать тот резерв потенциальных возможностей, который имеют дети, но всегда помнить, что каждый ребёнок индивидуален.
Воспитателю необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. При проведении игр, необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. На своих занятиях я широко использую игровые приемы обучения. Глубоко убеждена, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед воспитателем :
- Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
- Каждое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
В коррекционной группе всегда существует тесная взаимосвязь воспитателя и логопеда. В своей работе я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание не устойчиво, и они быстро устают. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. На этапе автоматизации моя главная цель на занятиях: – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. И легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, а потом уже куклы, машинки и дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных. Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.
Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д.
Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие коррекционные-образовательные задачи в обучении детей с особыми потребностями:
- задачи ознакомительно-адаптационного цикла:
- ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- задачи коррекционно-образовательного цикла :
-формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;
– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
– развитие знаковой функции сознания;
– развитие психических функций;
задачи творческого цикла:
– развитие воображения;
– развитие познавательной активности.
Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию и мелкой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.
В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые особо любят дети.
Все мы высоко оцениваем значимость развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук детей важна ни только для общего развития ребёнка, умения одеваться, писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия, но и для развития таких высших психических функций как внимание, память, воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Речевая способность ребёнка зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Поэтому для развитие мелкой моторики существует множество разных игр.
Игры должны быть яркими и разнообразными, иначе они быстро наскучат ребёнку
«Расставь домашних животных в домики» - 1, игра сделана частично руками детей.
«ТИКО» - 2, моделирующий конструктор.
Многофункциональная игра «Чемодан сказок» -3.
Шнуровки помогают ребёнку научиться не только шнуровать, но и завязывать узлы и бантики, игры-шнуровки, выполненные руками детей. С помощью этих игр мы учимся не просто застёгивать и расстегивать пуговицы, но и автоматизировать звуки или закреплять такие лексические темы как "Осень", «Времена года», «Транспорт", "Рыбы" и т. д. (4, 5, 6, 7, 8, 9)
СериИ игр для развития связной речи, расскажи или придумай сам сказку, а нам помогут опять пальчики. Здесь представлены сказка «Теремок», «Угадай сказку», дидактическое пособие «Сочини сказку».
Развивающая книга «Космос» Дидактическое пособие «Часто ли ты смотришь в ночное небо? Замечаешь, как тебе «подмигивают» маленькие звездочки? Может быть, загадываешь желание на «падающую звезду»? Все это части загадочного космоса. Он хранит множество тайн и загадок. Как поддерживать интерес ребенка к теме: «Космос".
Работая с помощью игровых методов, можно достичь определенных успехов. Поэтому, я вижу необходимость продолжения коррекционной работы в форме игры, различных игровых упражнений, проявляя в работе как можно больше творчества. Ведь игра является как раз той деятельностью, которая создает
средством коррекционной коррекционной работы по развитию речи у детей с ОНР.