Светлана Удовенко
«Воздушный транспорт». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Цель занятия :
1. Познакомить детей с еще одним видом транспорта – воздушным.
2. Рассказать об истории воздухоплавания.
Публикация «„Воздушный транспорт“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Воздушный транспорт. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
3. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира.
4. Формировать знание о человеке – творце рукотворного мира.
5. Воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.
Ход занятия:
Воспитатель: Человек всегда завидовал птицам и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.
Одна из них – легенда об Икаре. Знаменитый греческий мастер Дедал в древности сделал крылья из воска и материи для своего сына Икара. Но Икар был дерзкий юноша и рискнул подняться на своих крыльях прямо к Солнцу. Жар солнечных лучей растопил воск, крылья разрушились, и Икар упал со страшной высоты в море и погиб.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния (т. е. не является транспортным средством). А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли на только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров было сложно.
Первые воздушные шары появились более двухсот лет назад. Примерно через сто лет появились и управляемые, наполненные легкими газами дирижабли («дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый»). Первые самолеты появились немного позже дирижаблей.
В наше время люди наслаждаются полетом на самолетах самых разных конструкций, планерах, дельтапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолета-ракеты, который будет взлетать, как ракета, а приземляться как самолет. Удалось облететь Землю и на космическом корабле. Первый космонавт, которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Американским астронавтам удалось уже побывать на Луне. А сейчас люди готовятся к полету на загадочную планету Марс.
Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда давайте попробуем разместить картинки с различными воздушными транспортными средствами на берегах нашей «реки времени».
Воспитатель приглашает детей из команды «Воздушный транспорт» подойти к «реке времени» и разместить на ней свои картинки.
Динамическая пауза «Самолет и ракета»
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
А сейчас мы с вами, дети.
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Вот летит ракета ввысь!
Дети расставляют в стороны руки.
Покачивают руками.
Выбрасывают правую руку вперед.
Выбрасывают левую руку вперед.
Присаживаются на корточки, «заводят» моторы.
Двигаются в рассыпную по групповой комнате.
Хлопки.
Руки сложены над головой.
Поднимаются на носочках.
Опускают руки вниз.
Руки поднимают вверх.
Удовенко Светлана Юрьевна
Воспитатель предлагает детям поиграть в командную игру. Каждая команда загадывает какое-либо летающее средство передвижения. Оно может быть реальным или сказочным. Команды по очереди выступают в качестве водящего в игре. Остальные команды должны отгадать задуманное, задавая водящему определенные вопросы:
• Сказочное или настоящее?
• Летает ли без воздуха?
• Имеет ли крылья?
• Имеет ли пропеллер?
• Есть ли двигатель?
• Где хранится или отдыхает в свободное от полетов время?
За работу в этой части занятия команды получают фишки.
Примечание. В качестве водящего может выступить и воспитатель, загадав какое-нибудь сказочное воздушное средство передвижения. Дети очень развеселились, когда на одном из занятий я задумала Карлсона. Они долго ломали голову над моей загадкой. В качестве подсказки я рассказала им, на каком топливе работает мой летающий человечек и где он живет. Дети потом дискутировали со мной, можно ли считать Карлсона транспортным средством. Пришли к выводу, что можно: Карлсон однажды возил на себе Малыша, а также с большим успехом транспортировал по воздуху сладости и любимое им варенье.
Воздушные профессии. Игра «Вопрос – ответ»
Для того чтобы напомнить детям о воздушных профессиях, воспитатель предлагает сыграть в игру «Вопрос-ответ».
Правила игры: дети встают в круг, в центре круга – воспитатель. По одному представителю каждой команды являются наблюдателями. Они стоят у доски и мелом отмечают правильные ответы, данные членами своей команды. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок, ответив на вопрос, бросает мяч обратно. Если ребенок не знает ответа на вопрос, он может попросить помощи у одного из представителей своей команды, передав ему мяч или просто попросив подсказки.
Вопросы могут быть следующими:
- Кто управляет самолетом? – Летчик.
- Как по-другому можно назвать летчика? – Пилот.
- Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? – Радист.
- Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолета или космического корабля? – Инженер или борт-инженер.
- Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? – Стюардесса.
- Кто готовит самолет к полету на земле? – Механики, рабочие на аэродроме.
- Как можно назвать людей, которые строят самолеты? – Самолетостроители.
- Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? – Конструктор.
- Кто испытывает новые самолеты? – Летчик-испытатель.
- Как можно назвать пилота вертолета? – Вертолетчик.
- Кто управляет полетом космического корабля? – Пилот космического корабля или космонавт.
- Как можно назвать людей, которые строят ракеты? – Ракетостроители.
Один из вариантов игры: придумать слова, созвучные со словом «летать» : летать – полет – летчик – самолет – вертолет.
Дети подсчитывают заработанные на занятии фишки и отмеченные на доске успешные ответы на вопросы в игре «Вопрос-ответ». Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается наиболее успешно работавшей на данном занятии.