Лилия Кулик
Воздушная струя: основные направления и рекомендации
Помимо своей биологической функции, органы дыхания также принимают участие в артикуляции и голосообразовании. Формирование речевого дыхания у детей происходит одновременно с развитием речи и заканчивается примерно к десяти годам. В этом процессе большую роль играет формирование воздушной струи. Формирование воздушной струи является важным этапом при постановке звуков.
Публикация «Воздушная струя: основные направления и рекомендации» размещена в разделах
Воздушная струя – это энергетическая основа звука, слова и целой фразы. Без длительной и сильной струи воздуха происходит не только нарушение звукопроизношения, но и общего звучания речи: ребенок пропускает окончания слов, говорит «взахлеб», смазывает окончание фраз и т. д.
Развитие речевого дыхания у ребенка является одним из первых и важнейших этапов логопедического воздействия. Если у дошкольника будет хорошо поставленное дыхание, то у него будет четкая дикция, он будет внятно произносить все звуки. Развитие речевого дыхания напрямую зависит от нормального функционирования физиологического дыхания. Соответственно, чтобы научить детей владеть голосом, нужно научить их правильно дышать, потому что за 2 этих процесса отвечают одни и те же органы.
Основные направления воздушной струи
Работа по формированию правильной воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования звукопроизношения, одновременно с развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.
Существует 3 основных направления воздушной струи :
Струя направлена прямо по центру языка. Такое направление струи воздуха характерно при произношении заднеязычных (г, г’, к, к’, х, х’, переднеязычных (д, д’, т, т’, губно-зубных (в, в’, ф, ф’) и свистящих (з, з’, с, с’, ц).
Струя направлена по центру языка вверх. Характерно при произношении вибрантов (р, р’) и шипящих (ж, ш, ч, щ).
Струя направлена по боковым краям языка. Характерно для произношения смычно-проходных (л, л’).
Звуки произносятся на выдохе. Как правило, щелевые и сонорные звуки требуют длительной струи воздуха. Смычно-щелевые и смычные взрывные произносятся коротко, при этом воздушная струя слабая.
Имеются важные противопоставления, на которые логопед делает акцент при формировании воздушной струи и при постановке звуков:
Артикуляционные упражнения
Воспитание воздушной струи может проводиться одновременно с артикуляционной гимнастикой, потому что в ее формировании активное участие принимают артикуляционные органы.
Среди наиболее распространенных упражнений, которые использует логопед, отметим следующие (все звуки произносятся на выдохе) :
«Индюшата». Нужно произносить «бл-бл-бл».
«Пулемет». Произносим «т-т-т-т-т».
«Наказываем непослушный шарик». Произносим «пя-пя-пя».
«Жук». Произносится «ж-ж-ж»
«Моторчик». По аналогии с предыдущими упражнениями произносим «р-р-р».
Существует несколько направлений при формировании воздушной струи :
Дутье при сомкнутых губах.
Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)
Дутье сквозь губы (растянуты в улыбке).
Дутье на язык.
Для каждого из этих направлений есть определенный перечень упражнений.
Дутье при сомкнутых губах
«Перекатываем шары». Ребенок надувает щеки по очереди.
«Толстяк». Нужно надувать обе щеки, при этом удерживая в них воздух.
«Худышка». Рот приоткрыт, губы сомкнуты, необходимо втянуть щеки в таком положении.
Дутье сквозь губы (вытянуты трубочкой)
Обычное задувание свечи.
Нужно сдуть с ладони, поднесенной ко рту, какие-нибудь легкие предметы (снежинка из бумаги, кусочек ваты).
Выдувание мыльных пузырей.
Нужно дуть на карандаш (мячик, машинку, чтобы предметы покатились по столу.
Дутье сквозь губы (растянуты в улыбке)
Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Язык нужно слегка пошлепывать губами, произнося при этом «пя-пя-пя» (на выдохе)
Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Между губами нужно положить широкий кончик языка и подуть на него.
«Пропеллер». Между сближенными губами, растянутыми в улыбке, образуется щель. Уголки рта прижаты к зубам. Струя воздуха, направленная в эту щель, рассекается движениями указательного пальца из стороны в сторону.
Дутье на язык:
Широкий язык ложится на нижнюю губу. Образовываем желобок, сворачивая край языка. Дуем сквозь этот желобок.
Посередине языка вдоль его переднего края делаем дорожку – кладем спичку и пускаем легкий ветерок.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи можно использовать приемы:
Тактильный контроль. Тыльная сторона руки ребенка удерживается перед его ртом. Тыльная сторона ладони другой руки подносится ко рту логопеда. Ребенок ощущает выдыхаемую им струю, а также может сравнить ее со струей, которую выдыхает логопед. Данный прием можно делать с закрытыми глазами, чтобы внимание было направлено именно на тактильные ощущения.
«Наматываем нитку на клубок». Во время дутья ребенок изображает импровизированное наматывание нитки на клубок. Данный прием можно проделывать с настоящими нитками.
Графическая схема. Изображение прерывистых и длительных линий, воспроизведение выдоха в соответствии с этой схемой.
Графическое изображение «дорожек». Дутье под счет.
Графическое изображение «горок», «волн». Во время дутья ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Палец движется слева-направо.
Графическое изображение «спирали». Во время дутья ребенок ведет пальцем по изображению спирали. Палец движется по часовой стрелке и в обратном направлении.
Основные рекомендации
При формировании воздушной струи, логопед должен контролировать процесс с помощью ваты или кусочка бумаги, которые он подносит ко рту ребенка: если он все делает правильно, то вата или кусочек бумаги будут отклоняться.
Есть и другие рекомендации :
Нужно обеспечить свободный доступ свежего воздуха в помещение, где проводятся занятия.
Нужно следить за осанкой ребенка. Упражнения лучше проводить стоя.
Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, когда дует на язык.
Вдох должен быть спокойным и глубоким (через нос). Выдох – через рот, плавный и без напряжения. Выдыхаемый воздух не нужно задерживать.
Специалист должен следить за направлением струи воздуха.
Дыхательные упражнения не должны быть продолжительными по времени (от 10 секунд до 1,5-2 минут). Если переусердствовать, то у ребенка может закружиться голова.
Выдыхаемый воздух не нужно задерживать.
На первых этапах можно упражнения проводить перед зеркалом, и они могут выполняться под счет.
При выполнении упражнений нужно следить за тем, чтобы вдох был всегда через нос («набираем полную грудь воздуха», а сам выдох должен быть плавным, не толчкообразным. Нельзя допускать выхода воздуха через нос. Занятия следует ограничить по времени, чередуя их с другими логопедическими упражнениями.