МААМ-картинки

Вовлечение родителей в жизнь группы

Ульяна Чистякова
Вовлечение родителей в жизнь группы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше, что не нужен контролер (и так одни проверяющие, что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Публикация «Вовлечение родителей в жизнь группы» размещена в разделах

Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ :

• оказание разовой помощи;

• участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;

• участие в качестве постоянных добровольных помощников;

• участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

• участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.

Начнем с родителей.

Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

• они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;

• у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;

появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;

• возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;

• делается выбор детского сада для второго ребенка;

родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;

• взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;

• устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе :

в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;

• присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;

• у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;

• знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;

• дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;

• взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;

• дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада, которые возникают при привлечении к работе в группе членов семей воспитанников:

• изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;

• возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;

• возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;

• происходит более тесное общение между родителями;

родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;

• возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;

• возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Кроме того, что у педагогов формируется чувство уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Вниманию педагогов предлагается "Алгоритм взаимодействия с семьей" (С. В. Глебова " Детский сад - семья: аспекты взаимодействия").

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я стадия

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я стадия

Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я стадия

Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Публикации по теме:

Консультация «Жизнь родителей в детях. Семейные ценности и традиции» «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» Тема: «Жизнь родителей в детях. Семейные ценности и традиции» Форма проведения: родительское.

Консультация для родителей «8 Вещей, которые могут спасти ребёнку жизнь» Елена Фролова Консультация для родителей «8 вещей, которые могут спасти ребенку жизнь» Главная ошибка большинства родителей в том, что они.

Опыт работы воспитателя по вовлечению родителей в жизнь детского садаОпыт работы воспитателя по вовлечению родителей в жизнь детского сада Одной из важнейших задач своей работы,я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада. Чтобы решить эту задачу,я изучию интересы и.

Консультация «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ» Консультация для родителей. вовлечение родителей в жизнь ДОУ. «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость,.

Памятка для родителей «Как организовать жизнь детей летом» Летние каникулы – пора веселья и отдыха! Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования.

Проект публичного выступления «Вовлечение родителей в образовательную деятельность» учитель – дефектолог Первой квалификационной категории Краснояружская Кристина Германовна Актуальность. В современном мире, в связи с высокой.

Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности Вовлечение детей и родителей в планирование образовательной деятельности Автор: Игнатова Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ Помоздинский.

Вовлечение родителей в театрализованную деятельность ДОУВовлечение родителей в театрализованную деятельность ДОУ Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид.

Вовлечение родителей в жизнь группы Вовлечение родителей в жизнь группы. Я считаю что родители просто обязаны участвовать в жизни детского сада. Это идет на пользу всем – детям,.

Стенд для родителей «Здоровье — это жизнь»Стенд для родителей «Здоровье — это жизнь» Недавно в нашем детском саду проходил конкурс стендов для родителей"Успешное решение". Мы выбрали тему "Здоровый образ жизни". Вот что у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вовлечение родителей в жизнь группы
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 13:04
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вовлечение родителей в жизнь группы» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД