Елена Комарова
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ группы раннего возраста в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ группы раннего возраста в период адаптации детей раннего возраста.
Приход ребенка в группу раннего возраста является важным шагом, а иногда и сложным не только для детей, но и для самих родителей. Все свое время малыш проводил рядом с мамой, со своими родными, в своем маленьком и безопасном мире. Но приходит время, ребенок подрастает и приходит пора поступать в дошкольное учреждение. Некоторые родители спокойно отдают чадо в детский сад и даже не интересуются, как ребенок провел день, чем занимался, но не все родители готовы психологически отпустить своего кроху в большой мир.
Публикация «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ группы раннего возраста в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Адаптация ребенка к новым для него условиям является тяжелым и болезненным процессом. Поэтому когда малыш, впервые приходит в дошкольное учреждение, он остро переживает расставание с семьей.
Проблеме адаптации детей к условиям детского сада уделено много внимания, однако редко затрагивается вопрос о том, что родителям в этот период жизни, тоже необходима помощь. Так как, период адаптации ребенка у родителей вызывает волнения, опасения, страхи за здоровье ребенка, за его эмоциональное благополучие. Зачастую эти переживания вызваны недостаточным уровнем компетентности и опыта родителей в вопросах адаптации ребенка раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Одной из наиважнейших задач воспитателя по адаптации детей в дошкольной образовательной организации, является деятельность по оказанию помощи родителям.
В педагогической практике имеются большинство форм и методов включения родителей в процесс адаптации детей к дошкольной образовательной организации и развития их психолого- педагогической компетенции в данном направлении.
Сущность самой адаптации заключается в обеспечении процесса, затрагивающего все стороны развития личности ребенка. Характер, которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений и от условий пребывания в дошкольном учреждении, т. е. у каждого ребенка продолжительность адаптационного периода различна.
Дети раннего возраста имеют непроизвольный характер основных психологических процессов – внимания, памяти, мышления, потребностью в эмоциональном комфорте.
Ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой в данный момент. Речь ребёнка, как средство общения, находится в стадии развития, наблюдается увеличение словарного запаса, что меняет отношение ребёнка со средой, вызывает желание выражать с помощью речи свои интересы, мысли и впечатления. Существенной особенностью в этот период является большая физическая и психическая ранимость. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Крепкий ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически и эмоционально устойчив. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, и может привести к разрушению сформированных форм и моделей поведения. В силу чего, характер и продолжительность адаптационного периода зависит от уровня созревания физического и нервно-психического развития, здоровья и индивидуальных особенностей детей в сфере общения.
В психолого-педагогической науке, принято определять три степени адаптации : «легкую», «среднюю» и «тяжелую.
Учеными специально разработан и уточнен целый ряд необходимых признаков степени тяжести адаптации, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад: эмоциональное состояние малыша, его отношение со сверстниками, отношения со взрослыми, сон и аппетит, частота и длительность острых заболеваний.
При «легкой степени адаптации» негативное эмоциональное состояние ребенка продолжается недолго. В первые дни у него ухудшается аппетит и сон, он с нежеланием играется с другими детьми. Речь затормаживается, но ребенок может выполнять указания взрослого. Во время дальнейшего привыкания к новым условиям все эти явления проходят в течение первого месяца пребывания ребенка в детском учреждении. Заболевание не больше одного раза, продолжительностью не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
При «средней степени адаптации» эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20-40 дней. Настроение неустойчивое на протяжении месяца, плаксивость каждый день. Поведенческие реакции восстанавливаются на 30 день пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь или не используется, или речевая активность замедляется. Во время игры ребенок не использует приобретенные навыки, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. На протяжении первого месяца ребенок болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание продолжается 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений. Вес не меняется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных обстоятельствах. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, тени под глазами, пылающие щеки, диатез – на протяжении одной-двух недель.
При «тяжелой степени адаптации» эмоциональное состояние ребенка нормализуется довольно медленно. Иногда этот процесс длится несколько месяцев. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами; значительно снижается аппетит, возможен отказ от еды, невротическое заболевание, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта. Не играет с детьми или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. За этот период ребенок или болеет еще раз, нередко со значительными осложнениями, или проявляет стойкие нарушения поведения (пытается спрятаться, куда-нибудь выйти, сидит и зовет маму и т. п.). У таких детей бурная негативная эмоциональная реакция и негативное отношение к окружению детского учреждения, которое наблюдается в первые дни, довольно часто изменяется вялым, равнодушным состоянием.
Легкую адаптацию и адаптацию средней степени можно считать закономерной реакцией детского организма на измененные условия жизни.
Тяжелая же адаптация свидетельствует о чрезмерности психоэмоциональных нагрузок на организм ребенка и требует соответствующего внимания как со стороны воспитателей и родителей ребенка, так и со стороны практического психолога.
Характер и продолжительность адаптационного периода детей раннего возраста зависит еще от таких факторов, как:
возраст ребенка (тяжело адаптируются дети в возрасте 10-11 месяцев до 2 лет; после 2 лет дети значительно легче);
состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности адаптации);
индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы);
уровень тренированности адаптационных механизмов (дети, которые до посещения детского сада неоднократно пребывали в разные условия жизни, легче привыкают к детскому учреждению);
опыт общения со взрослыми и сверстниками (умение позитивно относится к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми, личностные особенности родителей [39].
Проанализировав разнообразные определения адаптации, можно отметить, что они, так или иначе, взаимосвязаны.
Поэтому, сотрудничество воспитателей дошкольного учреждения и семьи – это процесс взаимный, который предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной направленности педагогического процесса, который рассматривает ребенка в единстве с семьей.
Компонентами взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в период адаптации к детскому саду являются такие как:
Мотивационно-ценностный компонент:
родители осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации образовательной программы дошкольной образовательной организации, формирования целостной картины мира дошкольников;
педагоги осознают необходимость взаимодействия с семьей, потребность в изменении характера взаимодействия и обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент:
родители знают психофизиологические особенности детей, знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
педагоги владеют знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей и умеют ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать результативность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно-поведенческий компонент:
родители реализуют методы, приемы воспитания ребёнка, активно взаимодействуют с педагогами дошкольного учреждения;
педагоги учитывают социальный запрос родителей при организации общения с ними, умеют планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей, признают ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника», стремятся к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей в период их адаптации к дошкольной образовательной организации.
Рефлексивный компонент:
родители самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты, решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора и удовлетворены работой педагогов дошкольной образовательной организации.
педагоги владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков, осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное взаимодействие с ними.
Начиная работу с родителями, на родительском собрании взрослым была дана консультация педагогом – психологом по подготовки ребенка к детскому саду, его адаптации в детском саду. Воспитатели познакомили с в режимными моментами и провели экскурсию в группу. Родители немного поиграли с воспитателями в те игры и развлечения которые проводятся для детей, для того что бы родители были спокойны за свое чадо.
В социальной сети по просьбе родителей была создана группа, где педагоги иногда выкладывали фотографии режимных моментов. Во время адаптации детей к детскому саду многие мамы и папы переживали за своего ребенка, как он поел, как уснул, поиграл и, видя своего малыша спокойным и занятым делом, родители успокаивались. А если на фото ребенок сам держал ложку и ел, пусть даже не совсем аккуратно, многие взрослые не верили своим глазам.
На сайте ДОУ также постоянно обновляется информация о различных развлечениях и занятиях с детьми.
В свою очередь родители ни когда не отказывают в помощи воспитателям. Приходят на открытые занятия и радуются счастливым лицам своих малышей.
В своей работе мы стараемся быть открытыми полностью для родителей. Родители должны видеть, что мы не только занимаемся уходом и присмотром за их ребенком, но и осуществляем его всестороннее развитие.
Анализируя можно прийти к выводу, что взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации осуществляется посредством создания атмосферы общих интересов, взаимосвязи и поддержки в решении проблем воспитания детей. Организации совместной деятельности, направленной на развитие у родителей умений воспитания детей, проявления уверенности в успешности воспитательной деятельности; осуществления психолого-педагогического образования родителей посредством формирования у них знаний о воспитании и развитии детей, практических навыков, приобщения родителей к педагогическому процессу, создания условий для творческой самореализации родителей и детей. Т. е. согласованность действий воспитателей и родителей, индивидуальный подход к каждой семье, и активное взаимодействие с обеих сторон - является успешной адаптации ребенка к новым условиям.