Екатерина Давыдова
Вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью формирования у дошкольников представлений о профессии
▼ Скачать + Заказать документы
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Основными, кто передает ребенку опыт в непосредственном нравственном, эмоциональном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, главным образом его семья.
Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.
Публикация «Вовлечение родителей в образовательную деятельность с целью формирования у дошкольников представлений о профессии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Ребенок рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека.
В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Верным становится необходимость их педагогического взаимодействия.
Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых. Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне нескольких задач, а как целостный органический процесс [1].
В образовательной программе дошкольного образования ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда [2].
Надо отметить, что мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Сегодня в информационную начальную компетенцию дошкольника органично вливаются знания о современных профессиях : эколог, менеджер, фотограф, флорист, диджей, блогер, программист, имиджмейкер, логистик, визажист, дизайнер, и др.
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Очень часто дошкольники имеют весьма смутные, неполные представления о мире профессий взрослых. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. При построении нашей работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых, мы опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей. В процессе ознакомления детей с профессиями, совместно с родителями были разработаны различные формы работы : организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий, самостоятельная деятельность ребенка, познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка, наблюдения за трудом взрослых, коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность, моделирование, целевые прогулки, культурно-досуговая деятельность, живой пример окружающих взрослых. Детские интересы направляем в соответствии с задачами воспитания, расширяем и углубляем их, стараемся придать им устойчивость, нравственную направленность: внимательно выслушиваем и отвечаем на детские вопросы; развиваем интерес к окружающей действительности; осуществляем индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых[2].
Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, мастер-классы, викторины, интерактивные игры, квесты, беседы и встречи с представителями профессий, организованные совместно с родителями, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий.
Родители с энтузиазмом придумывают различные задания с учетом специфики своей профессии. Мы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое мнение и отношение к профессии.
Центральное место в работе отводится игре. В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее внешняя привлекательность, однако в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально-положительного отношения к труду. Темы для игр берутся исходя из изъявленных предпочтений и интересов детей.
Необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.
Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых, позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном отношении к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Наиболее целесообразным и в то же время эффективным, на наш взгляд, является форма не простого наблюдения за трудом взрослого, а активного взаимодействия с профессионалом своего дела. Дети увлеченно наблюдают за «магией владения компьютерной мышью и клавиатурой» web-дизайнера, скоростью опытных рук парикмахера, гончара, швеи, повара-кондитера, получают эстетическое удовольствие наблюдая за кистью художника, подбору цветов флориста, ювелирной точностью резчика по дереву, удивляются «ожившим» пейзажам фотографа и увлекательным сюжетам видеографа, раскрывают секреты радиоведущих, актеров, фокусников. Конечно, не всем приемам работы можно научить детей дошкольного возраста. И не это главное. Мир профессий – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Часто встречаются непонятные детям профессии. Проделанная нами совместно с родителями работа позволила детям преобразовать мозаичные знания детей в более целостное представление о профессии, получив достоверную информацию от специалистов обо всех положительных моментах и сложностях интересующей сферы деятельности. Важно, чтобы дети полюбили профессию, научились наблюдать, умели использовать элементы и навыки в самостоятельной деятельности, не боялись трудностей в освоении нового.
По итогам нашей работы, мы пришли к выводу, что взаимодействие с родителям и привлечение их в образовательную деятельность ДОУ способствует наиболее эффективному формированию у детей дошкольного возраста актуальных представлений и профессиях взрослого, а так же выработки у детей необходимых трудовых умений.
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
2. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3 изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 306с.
3. Зверева О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи: / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2012. – № 4. – С. 74-83.