Мелиса Аббасова
Воспитательское занятие «Мы в ответе за свои поступки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы в ответе за свои поступки
Возраст 12-14 лет, обучающиеся с ОВЗ
Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
-воспитание культуры поведения в общественных местах;
-развитие этических и правовых норм поведения в учебном заведении;
-ознакомление подростков с основными видами ответственности;
-пропагандировать здоровый образ жизни.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В наше время у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития - огромные стадионы, различные кружки, компьютерные классы, дома творчества.
Публикация «Воспитательское занятие „Мы в ответе за свои поступки“» размещена в разделах
«Твоё желание, молодёжь, и ты сможешь достичь высоких вершин!»
Но, к сожалению, часть подростков слишком беспечно относится к своей жизни. В погоне за удовольствием не задумываются о последствиях легкомысленных поступков, что зачастую приводят к совершению правонарушений. Мы попробуем сегодня найти ответы на вопросы, что такое правонарушение? Имеет ли место правонарушение в жизни подростков? Несёт ли подросток ответственность за правонарушение? Как не допустить совершение неправильного поступка в своей жизни? Итак, как вы понимаете значение слова «правонарушение»?
Правонарушение - это антиобщественное деяние, причиняющее вред личности, обществу, государству, запрещенное законом и влекущее наказание. Закон - это нормативный акт (документ, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
Правонарушение бывают различными по степени опасности и вреда для общества. Различают следующие виды правонарушений: проступки и преступления.
Преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Оно влечёт за собой уголовное наказание и характеризуется высокой степенью опасности. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Они могут различаться по категории тяжести - кража, грабеж, разбойное нападение, убийство, мошенничество, тяжкое телесное повреждение, незаконное приобретение и изготовление наркотических средств, покушение на убийство, изнасилование, вымогательство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т. д.
Проступок - это нарушение общепризнанных правил поведения (вызывающее поведение) и характеризуется меньшей степенью общественной опасности и вреда.
Запомни!
Если человек нарушил закон, он несёт юридическую ответственность за своё правонарушение.
Юридический (лат. - судебный, правовой).
Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение. Различают следующие виды юридической ответственности :
Уголовная - с 14 лет за преступление.
Административная - с 16 лет за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях, т. е. за административные проступки. Например, нарушение общественного порядка, нарушение противопожарной безопасности, нарушение ПДД и т. д. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная - за нарушения условия устава учреждения, трудового законодательства. Например, опоздание в школу (на работу, прогул без уважительной причины, т. е. те проступки, которые не влекут общественную опасность. Наказание: порицание, предупреждение, выговор.
Гражданско-правовая ответственность, которая регулирует имущественные отношения. Например, нарушение договорного обязательства, авторского права, наследственного права. Наказание: возмещение вреда, уплата ущерба.
Я предлагаю вам работу в группах. У каждого из вас на столах карточки с описанием ситуаций. Нужно внимательно прочитать, обсудить предложенную ситуацию, определить вид правонарушения и соответствующую ответственность, распределять роли и разыграть.
Прежде, чем начать выполнять задание, повторим правила работы в малых группах.
Каждый имеет право высказать своё собственное мнение. Прежде, чем что-то сказать, нужно подумать. Формулировать свои выражения просто и ясно. Уметь слушать и быть услышанным. Уважать мнение каждого члена группы. Не оскорблять, не унижать другого, даже если ваши точки зрения не совпадают. Уметь дискутировать и делать общее заключение. Уметь обсуждать заданную проблему за отведённое время.
Ситуация № 1.
Подростки Миша и Коля купили бутылку вина и распили его. Как можно расценить их поведение? (это проступок, который несёт административную ответственность).
Ситуация № 2.
Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте. Как можно расценить его поведение? (это проступок, несущий дисциплинарную ответственность).
Ситуация № 3.
Два брата гуляли на улице. Увидев десятилетнюю девочку, возвращавшуюся из магазина, они решили отобрать у неё деньги. Старший брат достал из кармана нож. Девочка, испугавшись, отдала деньги. Как можно расценить поведение братьев? (это преступление и ему соответствует уголовная ответственность, т. к. это разбойное нападение).
Ситуация № 4.
Мама купила сыну джинсы. Сын обменял их в школе. Мама была очень огорчена и потребовала вернуть назад. Почему мама была огорчена? Как можно расценить поведение сына? ( это проступок: сын несёт гражданскую ответственность).
Ситуация № 5.
Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. Как можно расценить поведение Толи? ( это проступок: Толя может понести административную ответственность).
Ситуация № 6.
Коля в классе приставал к новенькому, затеял драку, жестоко избил его. Как можно расценить поведение Коли? (умышленное нанесение побоев и телесных повреждений. Это категория преступления с уголовной ответственностью).
Ребята, вы хорошо справились с заданием, много рассуждали.
Итак, мы с вами вместе попытались разобраться в видах правонарушений и установили соответствующую им ответственность.
Сейчас на минутку с вами отдохнём и поиграем в игру «Что такое хорошо и что такое плохо» .
Воспитатель показывает детям сюжетные картинки. Если на ней изображен хороший поступок, который несёт людям пользу и радость, когда поступок не вредит ни тебе, ни другим, то дети хлопают в ладоши. Если плохой поступок, который огорчает, приносит неприятности - дети топают.
Как вы думаете, откуда же появляются в нашем обществе несовершеннолетние правонарушители? (ответы детей) (неправильное воспитание, неумение решать свои проблемы, желание красиво жить за чужой счёт, алкоголизм и наркомания, неуживчивость, стремление к лидерству, притеснение слабых, младших, безволие, легкая внушаемость, неверия в свои силы, заискивание перед более важными товарищами и т. п.).
Древнее высказывание гласит: «Каково твоё деяние, таково и наказание».
Я предлагаю вам игру «Отгадай категорию правонарушения».
Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка с пословицей. Ребёнок должен прочитать пословицу и охарактеризовать то, что на ней изображено.
1. Бился, колотился - ничего не добился. (хулиганство)
2. Кто памятник разбил, тот предков оскорбил. (вандализм)
3. Малых обижая - сильным не станешь. (жестокое обращение с животными)
4. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. (заведомо ложное сообщение)
5. За чужим погонишься и своё потеряешь. (разбой)
6. То, что начато в гневе, закончится в стыде. (побои)
7. Не грози грозою - не грянет гром. (угроза убийством или причинением тяжкого вреда)
8. Клевета, что уголь, не обожжёт, так замарает. (клевета)
9. Собака лает - ветер несёт. (оскорбление)
10. Чужое добро впрок не идёт. (кража)
11. К зелью потянешься - с бедой обвенчаешься. (незаконное приобретение, склонение к потреблению, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов)
Пословицы нам подсказывают, что всё в ваших руках- станете законопослушными или выберите плохой путь. Послушайте древнюю притчу: «Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над учителем своим. Он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая у меня бабочка в руках - мёртвая или живая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони и бабочка погибнет, а если он скажет- мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Когда ученик пришё л к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках - живая или мёртвая», учитель был мудрым человеком и ответил : «Всё в твоих руках».
Нет правонарушения без наказания, нет наказания без закона, нет правонарушения без законного наказания.
Часто юные правонарушители активно вину за своё грехопадение возлагают на окружающих и ни слова о собственной вине. Юные мои друзья, за свои поступки отвечает сам человек! Народная мудрость гласит: «С законом в дружбе жить - счастливым в жизни быть».
Давайте составим памятку, которую так и назовём «Как не допустить правонарушения». На столах у вас вырезанный отпечаток вашей руки. Все правила мы сейчас составим и запишем в эту руку. Она всегда будет с вами, вашим путеводителем.
В. : Как должен вести себя человек?
Ответ : Он должен вести себя так, как хочет, чтобы относились к нему.
В. : Чем себя занять в свободное время отдыха?
Ответ : С умом организовать свободное время отдыха (посещение кружков, занятие любимым делом)
В. : Ваши действия, если вас приглашают в сомнительную компанию?
Ответ : Не общаться с сомнительными компаниями, тактично отказаться.
В. : Что делать, если произошло несчастье, нарушение?
Ответ : Если что-то произошло, надо об этом обязательно рассказать взрослым.
В. : Кто несёт ответственность за правонарушение?
Ответ : За свои поступки отвечает сам человек!
Ребята, вы хорошо справились с заданием, а теперь подведём итог нашего занятия :
- Что такое правонарушение?
- К чему может привести правонарушение?
- Как не допустить правонарушение?
- Несёт ли несовершеннолетний ответственность за правонарушение?
Я надеюсь, что это занятие пойдёт вам на пользу. Прежде, чем совершить какой-нибудь поступок, задумайтесь о его последствии. Только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества и приумножать ваши достоинства.
Счастья и солнца вам дети!
До свидания! До новых встреч!
Песня РЭП
Припев: Раз, два, три, четыре, пять все статьи
Надо знать, соблюдать,
И законы уважать,
И судьбу не искушать,
И по правилам играть.
1 куплет:
Мы расскажем вам о правонарушениях,
За которые вас ждет всеобщее презрение,
Курение, распитие спиртных напитков,
Разве это круто в 16 лет быть убытком!
2 куплет:
Ещё стоит припомнить о хулиганстве в транспорте.
Садишься на сидение,
И жвачка липнет к джинсам.
А как насчет гулянья в нетрезвом состоянии?
Ненужные проблемы,
С полицией пререкания.
Припев (танцевальная композиция — 1 мин.)
3 куплет:
Всё это, несомненно, имеет последствия.
Ответственные платят штраф,
Ведется следствие.
Потом за этим всем идёт беда и слезы.
Не нарушайте прав, друзья,
Не нарушайте свои грёзы!
Припев 2 раза