МААМ-картинки

Воспитательные технологии

Татьяна Шундикова
Воспитательные технологии
▼ Скачать +Заказ

Доклад Шундиковой Т. В. с кратким описанием собственного опыта (воспитательные технологии)

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.

Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

В своей работе использую следующие современные воспитательные технологии :

Публикация «Воспитательные технологии» размещена в разделах

Технология КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела.)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел, проводимых мною в классе:

Трудовые КТД: «Трудовой десант», «День земли», «Трудовая атака», «Книжкина больница», «Трудовой рейд» и т. д.

Интеллектуальные КТД: «КВН», «Брейн- ринг» и т. д

Художественные КТД: «Осенний букет», «Космического панно», «Новогодняя газета», «С днем 8 марта», «Мастерская Деда Мороза», «Фабрика Деда Мороза», и т. д.

Спортивные КТД: «День здоровья», «Веселые старты», «Мама, папа, я – дружная семья», и т. д.

Экологические КТД: Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку», акция «Помоги зимующим птицам», акция «Люди, сохраним синих китов!» и т. д.

Ситуативные технологии.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами. В классе регулярно возникали ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулировал сверстниками и даже взрослыми.

Выстраиваю специально технологию «ситуацию анализа очередной ссоры» :

1. задаю участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даю “пострадавшей стороне” понять, что я (воспитатель) понимаю его ситуацию;

3. вывожу поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждаю с детьми пути решения произошедшего.

Здоровьесберегающие технологии.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно педагог может сделать для здоровья современного ученика многое. Необходимо работать так, чтобы обучение и воспитание не наносило вреда здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья. Работу по формированию здорового образа жизни я реализую через: проведение оздоровительных пауз во время занятий по самоподготовке, внеклассную работу; работу с родителями. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Сохранение здоровья детей - главное, на что я обращаю особое внимание при проведении мероприятий по сохранению здоровья, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время проведения самоподготовки.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. При выполнении домашнего задания по этим предметам, обязательно провожу гимнастику для глаз. С первых минут проведения мероприятия, создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 15 минут от начала самоподготовки. Физкультминутки я провожу зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

упражнения по формированию осанки,

укреплению зрения, укрепления мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Осуществляю первичную профилактику поведенческих рисков, опасных для здоровья. Этому способствует проведение системы воспитательных мероприятий совместно с родителями, специалистами, общественными организациями (молодежный социально-педагогический медико-психологический центр «Контакт», направленных на формирование устойчивой отрицательной позиции к вредным привычкам. К данным мероприятиям относятся: «День здоровья», спортивные соревнования, всероссийский забег «Кросс нации», ежегодный лот-марафон Юлии Чепаловой, выезды на лыжную базу, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», тренинговое занятие «Режиму дня мы друзья», лекция «Не знаешь - спроси!» от специалиста психологического центра. Таким образом, формирую у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни, культуру здоровья. Организую веселые старты, соревнования, игры, спортивные праздники. Работа с родителями проводится по темам: “Формирование у детей младшего школьного возраста основ здорового образа жизни”. “Игра - как фактор укрепления здоровья детей”, “ Здоровый образ жизни”. Интересно проходят совместные праздники, экскурсии. Спортивные мероприятия. Привлечение родителей дает возможность более углубленной всесторонней и систематической работы по формированию здорового образа жизни. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка. «Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Работа по формированию здорового образа жизни даё т хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

Итогом применения данной технологии является участие и победы учащихся в школьных, городских, краевых, всероссийских соревнованиях.

Личностно - ориентированная технология.

Одной из важнейших основ личностно - ориентированной технологии учебно-воспитательном процессе является учет психологических особенностей учащихся. Основной целью является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность. В своей педагогической деятельности я использую данную технологию следующим образом. В классе созданы гомогенные группы, учитывая разные способности и познавательные возможности учащихся: театральная, краеведческая, спортивная и научно - технического направления.

В течение четырех лет театральная группа занимается постановками мини- спектаклей и театрализованными представлениями. Это такие постановки, как «Вредные тучки, полезные советы», «Сказка про Дашу,корову Глашу», «Ладо». Учащиеся этой группы со «Сказками народов Приамурья» выступали перед детьми детского сада № 256 и детского дома, а также перед учащимися нашей школы – интерната. Задачи учащихся данной группы: познакомиться с творчеством малых народов Дальнего Востока, пробудить интерес к произведениям искусства, воспитать грамотного зрителя, способного понимать, оценивать стремление видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях, воспитывать интерес к литературному, художественному наследию, к театральной жизни Хабаровского края.

Следующая группа - спортивная. Задачи данной группы : создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья, привития здорового образа жизни, стойкого интереса к занятиям спортом; развитие общих физических и волевых качеств, воспитание спортивного трудолюбия, целеустремленности и настойчивости, создание интереса к занятиям спортом.

Третья группа - научно- технического направления. Задачи : формировать навыки творческого мышления, развивать и расширять политехнический кругозор, развивать умение решать нестандартные задачи, развивать коммуникативное умение общаться и взаимодействовать в коллективе. В данной группе мальчики занимаются радиотехникой, а девочки - выполнением работ из бумаги. Четвертая группа - краеведческая. Цель: изучение истории нашего края и города, воспитание чувства любви к родному краю, чувства ответственности за его будущее и настоящее. Задачи: приобщение к поисковой краеведческой деятельности. В 2013 - 2014 году учащиеся данной группы принимали участие в городском общеобразовательном туристско-краеведческом проекте «Малая Родина». Команда получила Свидетельство участников и Благодарственное письмо.

Технология проектного обучения.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения;

• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебно-воспитательную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между воспитателем и учащимися, средствами информационных технологий. Таким образом, работа воспитанников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта.

В 2013-2014 учебном году учащиеся приняли участие в Городском краеведческом туристско-образовательном проекте «Малая Родина». Цель данного проекта: воспитание чувства любви к родному краю, его истории и культуры, чувства гражданской ответственности за его настоящее и будущее.

Задачи: приобщение учащихся к поисковой краеведческой деятельности; расширение знаний учащихся по истории памятных мест города Комсомольска-на-Амуре; знакомство с основными историческими достопримечательностями города. Данный проект состоял из трех туров. В первом туре задания носили спортивный характер, где ученики продемонстрировали ловкость, выносливость и физическую подготовку, а также - умение ориентироваться на местности. Участвуя во втором туре, учащиеся прочитали много нанайских сказок, пословиц, выучили песню на нанайском языке – изучили нанайский фольклор. Выполнили коллективную работу – фрагмент сказки «Айога». Готовясь к третьему туру, ребята прочитали много литературы, ездили на экскурсию по ул. Калинина, приготовили кроссворд. Участвуя в городском туристско – краеведческом проекте, учащиеся 4 класса проявили заинтересованность и увлеченность в подготовке к этому проекту. Как результат участия - это более глубокое изучение и проникновение в историю нашего края и города, воспитание чувства любви к родному краю, чувства ответственности за его настоящее и будущее.

Шоу – технологии.

Шоу-технологии, используемые мной в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих и зрителей.

- соревновательность на сцене;

- подготовленный сценарий шоу-программы.

Подготовка шоу-программы принимается на основе идей популярных телеигр, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т. д.

Это такие игры-шоу: «Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», «КВН», «Спортивно- развлекательные программы,посвященные 23 февраля», «8 марта» и т. д.

В такие проводимые мной шоу - технологии привлекается весь класс. Прослеживается заинтересованность всех воспитанников, увлеченность общим делом, рост актерского мастерства.

Технология «Создание ситуации успеха»

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать педагог. Переживания радости, успеха - явления, вызывающие чувство самодостаточности, психологической комфортности, эмоциональной стабильности.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

В основе ожидания успеха, как правило, у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших. Младший школьник не столько осознает успех, сколько переживает

Мной создается ситуация успеха в классе ежедневно. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка - это единственный источник его внутренних сил и энергии.

Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Алгоритм создания ситуации успеха.

Снятие страха

Помогаю преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»

Авансирование успешного результата

Помогаю выразить свою твердую убежденность в том, что воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

Скрытое инструктирование ребенка

в способах и формах совершения деятельности. Помогаю ребенку избежать поражения. Достигается это путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с.»

«Выполняя работу, не забудьте о.»

Внесение мотива.

Показываю ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться.»

Персональная исключительность.

Обозначаю важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы…»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой.»

Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждаю к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу», «Так хочется поскорее увидеть»

Высокая оценка детали.

Помогаю эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось».

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Гуманно - личностная система технология Ш. А. Амонашвили

Технология на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технология с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания, которую я использую в своей воспитательной работе.

Публикации по теме:

Информационные технологии в ДОУИнформационные технологии в ДОУ Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Цифровые технологии в ДОУЦифровые технологии в ДОУ Цифровые технологии в ДОУ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Воспитательные технологии
Опубликовано: 28 сентября 2024 в 16:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательные технологии» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шундикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД