Лилия Никитина
Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра до сих пор не утратила свою актуальность в реализации воспитательных задач.
Игра захватывает все стороны развития детей. Но ее влияние на различные стороны развития ребенка неоднозначно.
Сюжетно-ролевая игра возникает в период раннего-дошкольного возраста. Так, в раннем возрасте игра находит свое отражение в совместной деятельности ребенка со взрослым. Только к трем года действия ребенка начинают приобретать свою самостоятельность. Это связано с развитием навыков обращения с предметами, потребностью самостоятельно все потрогать, изучить. Именно в этот период ребенок начинает употреблять местоимение «я». Нарастающая тенденция к самостоятельности формирует фразу «я сам».
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ребенок перестает жить только одним взрослым, развивается его стремление общаться и с другими людьми. Однако, самые близкие люди по-прежнему остаются центром его вселенной.
Данное противоречие можно разрешить путем использования сюжетно-ролевой игры.
Ролевая игра – одновременно и самостоятельная деятельность ребенка, и, совместная деятельность со взрослыми.
Затруднения детей в подобных играх могут быть вызваны гиперопекой в раннем возрасте или, напротив, недостатком внимания взрослых.
Реальную действительность ребенка можно разделить на предметную (все что его окружает) и социальную (люди, с которыми ребенок общается ежедневно).
Согласно наблюдениям Н. В. Королевой, ролевая игра особенно чувствительна к деятельности окружающих и взаимоотношениям между людьми.
Стремление узнать больше о общении с другими людьми – это и есть показатель влияния игры на развитие ребенка.
Лишить ребенка возможности играть, значит ограничить его общение с окружающим миром, ограничить его социализацию.
Нельзя противопоставить игру труду, так как они абсолютно противоположны по своему смыслу и значению.
Труд создает практический результат деятельности, опыт и навык. Игра помогает осознать окружающий мир, способствует социализации в обществе. Однако кроме того, игра помогает ребенку познакомиться как трудятся другие люди, она как бы готовит их к будущей трудовой деятельности (игра в магазин, больницу, пожарных и т. д.).
Одновременно игра формирует коммуникативные и нравственные навыки детей. Дети учатся играть вместе, подчиняться одной цели, выделять более значимые и важные цели, умение мотивировать свое решение.
Для правильного восприятия сюжетно-ролевой игры очень важно, чтобы детям было интересно подражать взрослым, чтобы их привлекала взрослая жизнь. Максимально приближенное к реальности копирование взрослой жизни, вживание в свою роль, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. И что не маловажно, дети учатся контролировать более качественное исполнение ролей.
Игра помогает внешние правила (указания взрослого) перевести во внутренние правила (обязательства, принципы). А присутствие в игре коллективных взаимоотношений формирует коллектив, осуществляющий единый замысел.
В результате можно сделать два вывода:
Ролевая игра воспитывает детей в коллективной форме.
В игре возможны высшие формы коллективной деятельности.
Сюжетно-ролевая игра может использоваться как уникальный инструмент не только для формирования социальных и нравственных навыков детей дошкольного возраста, но и для коррекции поведения ребенка с асоциальным поведением.
Данная статья раскрыла лишь вопрос о значении сюжетно-ролевой игры, но мы еще далеки от понимания природы игры как таковой.
Чтобы руководить игрой и направлять ее, наполняя смыслом ее содержание, педагогу необходимо проявить огромное терпение, чуткость и такт. Ни в коем случае нельзя ограничивать детей в их самостоятельности и инициативности.