Сон Елена
Воспитательно-образовательная работа на музейных площадках учебного заведения
▼ Скачать + Заказать документы
Настоящее время – время глубоких и стремительных перемен всей общественно-культурной жизни страны. Как отмечается в программе «Рухани Жа ыру», работа ориентирована на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации. [1] Следует признать необходимым использование новых подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения. Современная школа постоянно расширяет горизонты учебного процесса, находится в поиске новых форм. Работая над Программой развития учебного заведения на 2020 - 2025 годы, встал вопрос о выборе пути, который бы выделял бы наше учебное заведение среди школ города. Это должна была быть форма, объединяющая все стороны образовательного процесса: учебную и воспитательную работу, научно-методическую и проектную деятельность. Таким решением стало школьное музееведение, то есть использование в работе элементов музейной педагогики.
Публикация «Воспитательно-образовательная работа на музейных площадках учебного заведения» размещена в разделах
В гимназии уже был большой опыт в этом направлении. Все началось с создания краеведческих уголков. Это позволило приобщить учеников к истории малой родины, привить навыки исследовательской работы. Так появился уголок боевой славы. Далее открылась экспозиция, посвященная истории учебного заведения. Гимназисты совместно со ветеранами педагогического труда учебного заведения собрали документы, которые отражают главные вехи истории гимназии. Школьные коридоры украшают авторские работы выпускников и учителей. В течение многих лет собиралась галерея изобразительного искусства. Творческие работы знакомят гимназистов с природой родного края средствами пейзажной живописи, способствуют развитию у детей способности видеть, чувствовать и эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства.
Школа – это живой организм. Какие новые формы позволят продолжить работу по развитию школьного музейного движения? Решением стало сотрудничество с Карагандинским областным историко-краеведческим музеем. В гимназии стали проводиться выездные экспозиции, приуроченные к юбилейным датам. Ко дню рождения города в холле развернулась экспозиция «Сокровища Сарыарки». К 175-летию Абая музей подготовил инсталляцию «В гостях у бабушки Зере». Учащиеся гимназии стали участниками интерактивной выставки. Они могли посидеть за национальным столом, зажечь керосиновую лампу, подержать в руках старый томик книги, домбру и другие предметы быта казахов. В этот период были проведены музейные уроки. Учащиеся шестого класса вместе с учителем русского языка пришли на урок «Великие деятели Казахстана». Ребята составляли предложения, тексты, делились своими знаниями о великом Абае, читали его стихотворения. Учитель казахского языка и литературы привела своих учеников для изучения темы «Быт и традиции казахского народа». Учитель истории тисо своими учениками по собранным предметам на этой выставочной экспозиции определяла историческую эпоху.
Следующим важным этапом в развитии музейного движения в гимназии стало переименование учебного заведения. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2020г. гимназии было присвоено имя великого ученого К. Сатпаева. Носить имя ученого с мировым именем обязывает ко многому и учителей, и учащихся. Сразу же было принято решение об открытии экспозиционного зала, посвященного ученому. Был разработан алгоритм действий для внедрения данного проекта и составлен план работы.
Первыми экспонатами экспозиции стали проектные работы учащихся в рамках кружка «Историческая реконструкция». Были созданы макеты «Жездинский карьер» и «Канал им. К. Сатпаева». Таким образом, исследование, которое проводили учащиеся, работая с фото-, видеоматериалами, с монографиями, позволило расширить границы школьного музея. На сегодняшний день экспозиционный зал, посвященный К. Сатпаеву – самая большая музейная площадка. Она состоит из 6 разделов, которые распределены по темам. Все разделы экспозиционного зала имеют метафорические названия и отражают важные вехи в биографии ученого:
- лем таны ан т л а («Личность мирового масштаба»);
- анат ш анда атаяды («Крылья крепнут при полете»);
- мір жолында то ыс ан та дырлар («Судьбы, переплетенные жизнью»);
- азыналы лкетану тарихы («История недр родного края»);
- С тбаев ж не лы т л алар («Сатпаев и известные деятели»);
- Ел тарихында м гі са талатын лы т л а («Личность, которая останется в истории народа вечно»).
Предполагается, что на музейных площадках будут проводиться уроки. В экспозиционном зале имени Каныша Сатпаева будут проходить самые разнообразные уроки. Они могут быть однопредметные, например, уроки по истории Казахстана. Могут быть интегрированные, например, история и география. Зал боевой славы может послужить учебной площадкой для уроков истории, литературы, для внеклассных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание школьников. Материалы экспозиции, посвященные истории школы, могут быть использованы для исследовательской работы педагогического класса. Урок в музее — инструмент формирования активного отношения учащихся к историческому, литературно-художественному наследию нашей родины. Нельзя не отметить и такой цели уроков в музее, как формирование коммуникативных навыков учащихся. Важнейшим коммуникативным умением, которое формируется посредством музейного урока, является умение решать практические задачи на основе информации, содержащейся в готовых информационных объектах (на примере экспозиции и фондов).
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы говорится о том, что «основой формирования конкурентноспособной личности и специалиста являются ценности, закладываемые в семье, обществе и системе образования».[2] Развитие музейного движения в образовательном учреждении способствует реализации основных направлений программы «Рухани Жа ыру» : «Ту ан жер», «Сакральная география Казахстана». Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей, учеников, родителей по исследованию истории города, страны, обобщать изученный материал в рефератах, видеоконференциях, творческих проектах, готовить ребят к участию в конференциях, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Н. А. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Программа «Рухани Жангыру»
2. Государственнапя программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы
3. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.
4. Золотарева Л. Р. Музееведение : Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — Алматы: Изд-во Эверо 2015.
5. Практика административной работы. № 6,7 / 2003.
6. Преподавание истории в школе.
- Троицкий Ю. М. Дети пишут историю. № 1 / 1999.
- Черникова М. Н. Изучаем историю семьи. №3 / 2001.
7. Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.
8. Смирнов В. Г. Художественное краеведение в школе. М., «Просвещение», 1987.
9. https://www.menobr.ru/article/59981-qqe-16-m7-urok-v-muzee-kak-sovremennaya-obrazovatelnaya-tehnologiya