татьяна ивкина
Воспитательная программа классного коллектива «Я расту». 1 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт программы «Я расту»
1. Полное название программы Воспитание классного коллектива, через реализацию проектной деятельности
2. Сроки реализации программы 4 года
3. Цели и задачи программы Цель программы :
• Воспитание любознательного, интересующегося, активно познающего мир, любящего родной край и свою страну, уважающего и принимающего ценности семьи и общества, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки младшего школьника.
• Создание максимально благоприятных условий для развития классного коллектива.
Публикация «Воспитательная программа классного коллектива „Я расту“, 1 часть» размещена в разделах
Задачи:
• изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
• развивать мотивацию к самопознанию и самовоспитанию юной личности;
• способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни;
• создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• создавать условия для поддержания стабильного здоровья;
• приобщать младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей;
• развивать творческую деятельность через КТД;
• формировать лидерские качества.
4. Автор программы Учитель начальных классов – Ивкина Т. М.
5. Постановка проблемы, краткое содержание программы Проблема :
Проанализировав систему воспитательной работы классного руководителя, были выявлены противоречия: между необходимостью вовлечения каждого ученика в деятельность социально значимую, самостоятельную и ориентированную на практический результат и реальной, традиционной воспитательной средой, не позволяющей эффективно формировать социально-значимые качества личности.
Программа представляет собой следующие виды деятельности:
• познавательная;
• игровая;
• проектно-исследовательская;
• соуправление и самоуправление.
Приоритетным видом деятельности является коллективное (совместное) творческое дело (КТД).
6. Количество участников, задействованных в реализации программы По количеству обучающихся в данном классе в данное время.
7. Кадровое обеспечение программы Учитель - классный руководитель – Ивкина Т. М.
Педагог – психолог
Социальный педагог
Библиотекарь
Учителя – предметники, работающие в данном классе в данный год (музыки, изо, физической культуры, английского языка).
8. Ожидаемый результат В результате работы ожидается, что сплотится классный коллектив ребят, дети будут более терпимы к недостаткам товарищей, будут стараться помогать друг к другу.
К концу четвертого года обучения все дети должны получить социальный опыт жизни в коллективе, уметь подчиняться общим правилам, но при этом сохранить свою индивидуальность, развить свои организаторские, творческие способности.
9. Особые отметки и примечания В ходе реализации программы классный руководитель отслеживает уровень вовлеченности каждого воспитанника в работу и степень активных и сознательных действий по саморазвитию и самовоспитанию, как в учебной деятельности, так и во внеучебной.
Введение.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они
путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Одна из важнейших задач современной новой школы – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в классе должна быть построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решая проблему воспитания и развития детей, важно понимать, что только правильно построенная система воспитательной работы с классным коллективом будет способствовать проявлению активности воспитанников, их желания постоянно узнавать что-то новое. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Ключевыми понятиями характеризующими сущность системы класса являются : индивидуальность, доброта, дружба, творчество, активность.
Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на «4» и «5», но быть порядочным человеком может быть каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
В начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Для младших школьников большое значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.
Для решения задач воспитания необходимо использовать имеющийся опыт организации воспитательной работы в школе, освоить и внедрить инновации, сохранить традиции.
Программа «Вместе в будущее» направлена на развитие и совершенствование системы воспитательной работы в классе. Это долгосрочный документ, отражающий достижения и проблемы классного коллектива, определяющий главные цели и задачи воспитания, основное содержание воспитывающей деятельности. Она является основой деятельности классного руководителя, учащихся и их родителей (законных представителей).
Проводя проблемный анализ ситуации в 1 классе, я пришла к выводу, что почти все мои ученики имеют низкий уровень социального и эмоционального развития. Многие из них неумеют общаться, выполнять правила поведения, слушать и слышать партнера.
Существует ряд проблем, которые обозначились в результате изучения семей. Сегодняшние родители проявляют низкую осведомленность относительно воспитательных устремлений учителя. Родителей больше интересуют успеваемость их детей и материальная сторона жизни. Результаты анкетирования родителей показали, что современные родители видят в школе не только источник получения необходимых знаний, но место творческой коммуникативной самореализации личности ребенка.
Поиск решения обозначенных проблем я вижу в применении новых инновационных технологий в работе с классным коллективом и родителями, которые предлагают широкий диапазон новых, нетрадиционных форм, приемов и методов воспитательной работы.
Данные проблемы послужили определяющим основанием для создания воспитательной программы.
Программа актуальна, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка: формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.
Главным целевым ориентиром будет являться модель выпускника начальной школы, определё нная Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Срок реализации программы составляет четыре года.
Программа предусмотрена для учащихся 1 – 4 классов.
Содержание программы носит творческий характер, возможны варьирование и дополнения.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, духовность, душевность, мораль, патриотизм.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся проявлять гражданскую позицию по отношению к государству, малой родине, родителям, формирование у воспитанников навыков социальной активности, самостоятельности.
Программа открыта для внесения корректив по ходу реализации, с учётом новых реальностей образовательного процесса, предусматривает постоянный анализ деятельности.
Пояснительная записка
Цель и задачи Программы
Цель: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
организация единого воспитательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания школьников;
развитие познавательной активности и культуры умственного труда
воспитание у детей чувства патриотизма, долга, ответственности, бережного отношения к себе, семье, окружающим, природе,
развивать коммуникативные способности учащихся формирование сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
воспитание в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в деятельности различной направленности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества.
Основные направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы осуществляется на основе работы органов ученического самоуправления школы (клуб «Руководитель», клуб «Интеллект», клуб «Лидер», клуб «Реал», в соответствии с результатами диагностики, определением уровня развития и интересов учащихся, обусловлен целевым ориентиром – моделью выпускника начальной школы.
Функционирование воспитательной системы класса осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах:
Сфера обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися, родителями;
Сфера формирования опыта гражданско-правового поведения, духовно-нравственного развития, формирования социальной компетентности учащихся;
Сфера обеспечения интеллектуально-познавательной активности;
Сфера развития ученического самоуправления;
Сфера обеспечения здоровьесбережения учащихся.
Направление «Руководитель»
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, ответственного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям, формирование навыков организации и контроля учебного процесса в классном коллективе
Задачи:
• формировать основы российской гражданской идентичности;
• формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
• воспитать добросовестного, ответственного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям;
• формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
• создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
• развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.