Равиля Темирбулатова
Консультация для воспитателей «Воспитатель — игра — воспитанник»
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья написана на основе книг Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и Михаила Литвак «Психологическое айкидо», а также оказались полезными публикации в газете «Школьный психолог» статьи Кирилла Корпенко.
Как известно в детских садах, школе, домах-интернатах создаются взаимоотношения между воспитателем и воспитанником : «воспитатель - воспитанник». В настоящее время я бы сделала поправку в этих отношениях: «воспитатель - игра - воспитанник». Но игра другого рода, больше как «игра-провокация» для воспитателя. При этом воспитанник задаёт игру, он водящий и хочет поиграть, провоцируя воспитателя во время занятия, нарушая дисциплину. Воспитатель при этом на эту провокацию реагирует в любом случае – он является участником игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитатель — игра — воспитанник“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Воспитатель может игнорировать, возражать, воспитывать, кричать, выгонять из группы, вызывать специалистов – это всё равно будет та реакция, которую и ждёт воспитанник, чтобы игра состоялась. Игра продолжается до тех пор пока воспитанник не наиграется или не найдёт другую игру (другой объект).
Игра может быть завершённой, если её прекратит сам воспитатель, сменив роли в игре, где воспитатель будет водящий, а воспитанник – участник, но в эту игру ребёнок играть не захочет и не будет. И, как правило, при прерывании игры воспитанника, следует его неадекватная реакция, проявление недовольства. Но после этого инцидент больше не проявляется с данным воспитателем, ребёнок будет пытаться играть с другими воспитателями, которые будут принимать его правила игры.
Но это описание благополучного и быстрого исхода событий. В реальной жизни ситуации на много драматичнее.
Просмотрим эту схему на примере из повседневной жизни в доме-интернате, где дети часто создают провокационные «игры» с воспитателем.
Ситуация:
На занятие девочка Оля постоянно отказывается писать и не выполняет задания. При этом, от своей без деятельности начинает мешать другим воспитанникам, манерничает, выкрикивает.
Поведение воспитателя :
1. Высказывает свое мнение о её аморальном поведении, взывая на её порядочность.
2. Сообщает неоднократно завучу по воспитательной работе о проблеме с воспитанницей. Беседа с Олей не даёт результатов.
3. Приводит воспитанницу в кабинет психотерапевта или психолога со словами: «сделайте уже с ней что-нибудь, потому что я уже не могу!».
Что же происходит? В игру Оли включаются ещё несколько участников. Самочувствие девочки – классное – игра продолжается ещё забавнее, чем она думала.
Что же делает воспитатель своим поведением? Во-первых, активно поддерживает игру девочки – реагируя на провокации её. Во-вторых, снимает с себя ответственность за решение проблемы (ход игры) : «я не могу уже!» - прекратите вы эту игру, а я умываю руки, я играть не хочу». В-третьих, высказывая не лестное мнение о поведении Оли и о ней самой в присутствии других людей, тем самым подрывает свой авторитет и даёт ей отрицательные установки. А воспитанница их добросовестно выполняет – ведь какую-то часть игры и она должна выполнять, как водящий. Ей подаётся сигнал – она отвечает.
При этом воспитаннице игра с зав. учем, психотерапевтом не интересна. Для них в данном случае подойдёт поговорка «Не лезьте вперёд батьки в пекло». В их присутствии, в беседе с ними Оля вполне адекватна, всё понимает, извиняется, сожалеет, не отпирается от событий – идёт на сотрудничество. Но на занятиях с этим воспитателем снова ведёт себя так же.
Воспитатель в данном случае не прерывает игру, а преграждает ход событий, поэтому проблема не решается, а запускается. Игру должен прервать именно воспитатель. А не его заменители (завуч, психотерапевт). Задача воспитателя в этой ситуации, если не может среагировать сразу и сама, то обратиться за помощью, за советом, за рекомендацией к завучу, к психологу, так чтобы об этом не знал воспитанник.
Исход «игры» : надо подыграть воспитаннице, как бы преувеличить её поведение, её просьбы.
Например, если ругается – значит дать ей выругаться вдоволь, стоя на стуле в группе (классе) громко в течение длительного времени, может быть даже на протяжении нескольких дней, пока самой не надоест (один из приёмов психологического айкидо М. Литвак).
В случае с Олей.
Воспитатель : «Не хочешь писать – не пиши, я разрешаю. Тогда рисуй, я разрешаю (или режь цветную бумагу, делай оригами, лепи!» - без проявлений каких-либо эмоций. Отсадила её на заднюю парту, дала необходимый материал (лучше задать конкретную одну тему деятельности). И когда она захочет писать, находить отговорки, чтобы она это не смогла делать.
Реакция воспитанницы : негодование, усмешка, манерное поведение, при этом принялась за другой вид деятельности. То что она хотела получить – она не получила (реакцию воспитателя) – игра прервана. Оля не смогла придумать сразу ход следующей игры, и ей пришлось согласиться с воспитателем.
С Олей не пришлось использовать другие варианты, но каждый ребёнок и каждая ситуация индивидуальны, поэтому всегда надо готовить несколько вариантов исхода проблемы, быть готовыми к этим ситуациям и вовремя среагировать и понять, что это именно ИГРА ребёнка.