Ольга Севрюкова
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Основной задачей воспитания звуковой культуры речи детей третьего года жизни, является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому в работе большая часть времени направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков.
Публикация «Консультация „Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вначале учу детей правильно произносить звуки в словах, фразах, уточняю и закрепляю их произношение в изолированном виде (а-а-а- плачет девочка; о-о-о-о- поет певица; у-у-у- гудит пароход и т. д., в неложных звукосочетаниях (как лает собака ав-ав, мычит корова му-му и др.). Обращаю внимание не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения в целом. В качестве речевого материала для внятного произношения подбираю слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа : ком, ток, дым, кот, Катя и т. д.
Воспитание звуковой культуры речи не свожу только к формированию правильного произношения звуков. Правильное звукопроизношение является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Помогаю детям овладеть и правильным произношением всех звуков родного языка, и правильным речевым дыханием, и четким произнесением слов, и умение пользоваться голосом, приучаю детей говорить не торопясь, интонационно выразительно, точно сохраняя их слоговую структуру. При общей «смягченности» речи обращаю внимание на правильность произнесения твердых согласных.
Учу воспитанников, прежде всего, слышать и внимательно слушать речь окружающих. Использую упражнения на соотнесенность звукоподражения определенными игрушками, картинками. А так же различать на слух близкие и далекие, высокие и низкие звуки и звукосочетания. В этой работе помогают музыкальные занятия, игры, различные музыкальные инструменты и другие предметы, которые производят звуки (металофон, бумага, ложка, барабан и т. д., различные игры «Где звучит игрушка?», «Что это?»; «Кто как кричит?» и др. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо или наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняли задания, в которых требовалось произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью. Дети с желанием выполняли артикуляционные упражнения и игры: «Колечко», «Улыбка», «Смешная песенка» и др. Провожу в игровой форме массаж лица.
Предлагаю малышам вспомнить сказку «Три медведя» и отгадать по высоте голоса кто сказал (выполняла в трех вариантах – низкий, средний и высокий) :
-Кто сидел на моем стульчике?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал на моей постели?
Так же использую парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачка, барабаны и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Показываю игрушки и спрашиваю : Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (повтори-тихо или громко).
Особое внимание обращаю на слитное произношение детьми двух гласных звуков. Провожу упражнения-тренинги «Лает собачка» (ав-ав, «Квакают лягушки» (ква-ква, плачет малыш (уа-уа). Игры «Быстро-медленно», «Скажи на ушко».
На третьем году жизни дети в речи начинают пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Учу детей пользоваться умеренным темпом: говорить не торопясь. Используя повторы, заучивание небольших стихотворений, чистоговорок, загадок, дети могли не торопясь, соблюдая паузы для дыхания рассказать сказку «Курочка Ряба» и др.
Наша речь не всегда произносится в едином темпе, поэтому обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Приучаю детей менять силу голоса, темп речи. Показывала на личном примере как правильно можно использовать в речи интонационные средства выразительности.
Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков («в», «ф», «з», «с» и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки («с», «з»).
Развивая речевое дыхание учила детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье или при произнесение гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Предлагала детям задание: подуть на какой-нибудь предмет, например, ватку, султанчики ( упражнения выполняли в игровой форме: сдуть «снежинки», сделать «ветерок»). Для выработки продолжительного выдоха использую задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку (ааа, (ууу). Надуваем с детьми мыльные пузыри, такое упражнение способствует формированию правильного выдоха детьми. Провожу с малышами игры: «Карусель», «Загони мяч в ворота» и т. д.).
Работу по звуковой культуре провожу в различных формах: на всех занятиях, в играх, Развлечениях, в режимных моментах.
Всю работу одновременно провожу с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.
Использую методы: дидактические игры («Что звенит?», «Чей домик?»); подвижные или хороводные игры с текстом («Кто у нас хороший!», «Пузырь»);
Метод упражнений, повторений: заучивание и повторение знакомых стихотворений, потешек;
Игровое упражнение и тренинги («Подуем на снежинки»);
Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Особое внимание в работе по развитию речи уделяю подбору песен, хороводных игр. Они влияют на воспитание интонационной выразительности, эмоциональности речи детей. Ежедневно в образовательной деятельности и в режимных моментах обращаюсь к потешкам, поговоркам, небылицам, героями которых являются животные и дети.
К работе подключаю родителей. Консультировала их о методах, способах обучения, беседовала, сделала памятки по воспитанию правильного произношения, подобрала артикуляционные игры и упражнения для работы с детьми.