Получи документы

Консультация «Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни»

Ольга Севрюкова
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи детей третьего года жизни, является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому в работе большая часть времени направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков.

Публикация «Консультация „Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни“» размещена в разделах

Вначале учу детей правильно произносить звуки в словах, фразах, уточняю и закрепляю их произношение в изолированном виде (а-а-а- плачет девочка; о-о-о-о- поет певица; у-у-у- гудит пароход и т. д., в неложных звукосочетаниях (как лает собака ав-ав, мычит корова му-му и др.). Обращаю внимание не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения в целом. В качестве речевого материала для внятного произношения подбираю слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа : ком, ток, дым, кот, Катя и т. д.

Воспитание звуковой культуры речи не свожу только к формированию правильного произношения звуков. Правильное звукопроизношение является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Помогаю детям овладеть и правильным произношением всех звуков родного языка, и правильным речевым дыханием, и четким произнесением слов, и умение пользоваться голосом, приучаю детей говорить не торопясь, интонационно выразительно, точно сохраняя их слоговую структуру. При общей «смягченности» речи обращаю внимание на правильность произнесения твердых согласных.

Учу воспитанников, прежде всего, слышать и внимательно слушать речь окружающих. Использую упражнения на соотнесенность звукоподражения определенными игрушками, картинками. А так же различать на слух близкие и далекие, высокие и низкие звуки и звукосочетания. В этой работе помогают музыкальные занятия, игры, различные музыкальные инструменты и другие предметы, которые производят звуки (металофон, бумага, ложка, барабан и т. д., различные игры «Где звучит игрушка?», «Что это?»; «Кто как кричит?» и др. Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо или наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняли задания, в которых требовалось произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью. Дети с желанием выполняли артикуляционные упражнения и игры: «Колечко», «Улыбка», «Смешная песенка» и др. Провожу в игровой форме массаж лица.

Предлагаю малышам вспомнить сказку «Три медведя» и отгадать по высоте голоса кто сказал (выполняла в трех вариантах – низкий, средний и высокий) :

-Кто сидел на моем стульчике?

Кто ел из моей чашки?

Кто спал на моей постели?

Так же использую парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачка, барабаны и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Показываю игрушки и спрашиваю : Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (повтори-тихо или громко).

Особое внимание обращаю на слитное произношение детьми двух гласных звуков. Провожу упражнения-тренинги «Лает собачка» (ав-ав, «Квакают лягушки» (ква-ква, плачет малыш (уа-уа). Игры «Быстро-медленно», «Скажи на ушко».

На третьем году жизни дети в речи начинают пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Учу детей пользоваться умеренным темпом: говорить не торопясь. Используя повторы, заучивание небольших стихотворений, чистоговорок, загадок, дети могли не торопясь, соблюдая паузы для дыхания рассказать сказку «Курочка Ряба» и др.

Наша речь не всегда произносится в едином темпе, поэтому обращаю внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Приучаю детей менять силу голоса, темп речи. Показывала на личном примере как правильно можно использовать в речи интонационные средства выразительности.

Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков («в», «ф», «з», «с» и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох, как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому ребятам трудно произносить некоторые фрикативные звуки («с», «з»).

Развивая речевое дыхание учила детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье или при произнесение гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Предлагала детям задание: подуть на какой-нибудь предмет, например, ватку, султанчики ( упражнения выполняли в игровой форме: сдуть «снежинки», сделать «ветерок»). Для выработки продолжительного выдоха использую задания на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку (ааа, (ууу). Надуваем с детьми мыльные пузыри, такое упражнение способствует формированию правильного выдоха детьми. Провожу с малышами игры: «Карусель», «Загони мяч в ворота» и т. д.).

Работу по звуковой культуре провожу в различных формах: на всех занятиях, в играх, Развлечениях, в режимных моментах.

Всю работу одновременно провожу с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.

Использую методы: дидактические игры («Что звенит?», «Чей домик?»); подвижные или хороводные игры с текстом («Кто у нас хороший!», «Пузырь»);

Метод упражнений, повторений: заучивание и повторение знакомых стихотворений, потешек;

Игровое упражнение и тренинги («Подуем на снежинки»);

Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Особое внимание в работе по развитию речи уделяю подбору песен, хороводных игр. Они влияют на воспитание интонационной выразительности, эмоциональности речи детей. Ежедневно в образовательной деятельности и в режимных моментах обращаюсь к потешкам, поговоркам, небылицам, героями которых являются животные и дети.

К работе подключаю родителей. Консультировала их о методах, способах обучения, беседовала, сделала памятки по воспитанию правильного произношения, подобрала артикуляционные игры и упражнения для работы с детьми.

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи у детей пятого года жизни У детей пятого года жизни значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни»
Опубликовано: 1 мая 2023 в 16:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Севрюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД