Людмила Балаценко
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты, могут быть увидены только через несколько лет. Экологическое образование в дошкольном звене, часто воспринимают несерьезно. Однако, в настоящее время именно для этого, в дошкольных учреждениях создаются оптимальные условия. Ведь основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка формируются в этот период, а в дальнейшем лишь развиваются. Поэтому, это надо формировать с дошкольного возраста. Необходимо обеспечивать непрерывность процесса на всех ступенях образования.
Публикация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста при общении с природой» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей, как субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, в процессе которого они, созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются не только к условиям социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека, при взаимодействии с окружающим миром, идёт процесс экологизации человека, где формируется экологическая культура. Под экологической культурой нужно понимать совокупность развитого сознания, эмоционально-чувственной деятельностных сфер человека.
Экология учит нас жить в ладу с природой, без неё невозможно наше развитие и наша жизнь. Природа оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, поэтому мы должны научить его не только брать от природы, но и защищать, заботиться, преумножать её.
Для этого надо давать экологические знания, воспитывать милосердие. В период дошкольного возраста, происходит нравственное становление личности, определяется процесс развития экологической культуры, формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Каковы же показатели сформированности экологической воспитанности? Это:
- Усвоение норм и правил экологически обоснованного поведения при взаимодействии с
окружающим миром;
- Наличие потребности в экологических знаниях;
- Ориентация на практическое применение;
- Потребность в общении с растительным и животном мире;
- Проявление эстетических чувств;
- Проявление инициативы в решении экологических и валеологических проблем
ближайшего окружения.
Я поставила цель: формировать у детей экологическую культуру через общение с природой, окружающим миром. Отсутствие знаний у детей, иногда приводит к неправильным поступкам. Чтобы дети усвоили правила экологической культуры, я даю им конкретные представления об окружающем мире соприкасаясь с ней в жизни: понюхать цветочек, послушать пение птиц, наблюдать за полётом бабочки. Стараюсь развивать познавательную активность, желание рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения. В совместной деятельности с детьми стремлюсь вовлекать их в активную работу, даю поисковые и исследовательские задания, учу устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Во время экскурсий, походов в лес, предлагаю быть внимательными, наблюдательными, делать для себя открытия, соблюдать правила безопасности и культуры поведения. Нацеливаю детей на то, чтоб они замечали интересные ситуации, увидели божью коровку, наблюдать за ней: куда ползёт, как двигается, что её настораживает, обратить внимание на то, как она расправляет крылышки. Предлагаю прочитать о ней стихотворение: «Платье в горошек у божьей коровки, божью коровку, пальцем не трогай! Пусть уползёт зелёной дорожкой, пусть улетает синей дорожкой». Верю, что встречу с ней, дети никогда не забудут.
При ознакомлении с природой, стараюсь дать как можно больше знаний о гуманном отношении ко всему живому, т. к это экосистема, цепочка, от которой зависит жизнь на Земле. Для этого я предлагаю игры на воображение: «Я - бабочка», «Сорока-белобока», «Маленькая белочка» и др. Для того, чтобы дети почувствовали ответственность перед природой, предлагаю найти на территории детского сада любимое дерево, кустарник, полянку и ухаживать за ними: поливать, лечить, оберегать, разговаривать, украшать. В итоге провожу конкурсы, викторины, награждения. Дети получают предложения: собрать красивый букет из осенних листьев, гербарий лекарственных растений, композиции из природного материала с ответственностью, проявлением творчества, фантазии выполняют, затем оформляем выставку. Вся работа направлена на формирование у детей эстетического вкуса, трудолюбия, развития экологической культуры. Они учатся сами и учат товарищей.
Большое внимание уделяем заботе о птицах не только на территории детского сада, но и за её пределами: развешиваем кормушки зимой, обустраиваем «Птичьи столовые», следим за их состоянием, регулярно подкармливаем птиц, Для того, чтобы сохранить эту красоту, дети приносили зерно, сало, крошки хлеба, семечки. Весной изготавливаем скворечники вместе с родителями, закрепляем их на деревьях и шестах, охраняем эти места, чтоб никто не нарушил жизнь пернатых друзей. Много читаю детям о птицах, рассказываю о их пользе для растений и человека местах обитания. Провела цикл бесед «Птицы наших лесов». Всё это даёт положительные результаты, развивает желание ещё больше заботиться о природе, направляет их оказывать посильную деятельность на её охрану. По итогам совместной деятельности, оформляем выставки «Поможем пернатым», «Наши меньшие братья». Благодаря содружеству с родителями, их помощи, я провожу экскурсии, походы в лес, парк, водоём, оформляем «Красную книгу» растений и животных нашего региона. Вместе проводим трудовые десанты на территории детского сада и в ближайшей лесной полосе, посещаем музеи и эколого - биологический центр. Для родителей показываю совместную деятельность, организую круглые столы, анкетирование, консультации, встречи, конкурсы, осуществляем проекты, акции - пропагандируя и закрепляя экологические знания у детей и взрослых.
Отрадно, что вся эта работа проводится не напрасно, так, как мои выпускники, посещая детский сад, вспоминают свои добрые дела при общении с природой. Они продолжают о ней заботиться, приобщая своих друзей, а это значит – работаю в правильном направлении и поставленные мной задачи по экологическому воспитанию детей, приносят положительные результаты. Я этим горжусь!
Литература:
1. Николаева С. Н. программа «Маленький эколог», М. Мозаика-Синтез, 2004г.
2. Рыжова Н. А., «Наш дом природа»,М., Линка-Пресс, 1996г.
3. Веретенникова «Труд и наблюдение в природе», М. Просвещение 1973, 2011г.
4. Дежкин в. Беседы об экологии, М. Молодая гвардия, 1975 г.
5. Захлебный А. Н. Экологическая тропа, М. Знание, 1986 г.