Анна Попова
Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
В ребенке с малых лет нужно воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей ценностного отношения к здоровью. В каждой возрастной группе эта задача решается в соответствии с Программой воспитания и образования в детском саду. Причем большое внимание уделяется взаимодействию воспитателей дошкольных образовательных учреждений с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает едва ли не первостепенное значение.
Публикация «Воспитание у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью» размещена в разделах
Самые маленькие дети овладевают простейшими навыками заботы о своем здоровье – мыть руки, чтобы не заболеть «болезнями грязных рук». Постарше дети – овладевают более сложными навыками: одеваются в соответствии с погодой, чтобы не простудиться.
Усвоение того или иного навыка ребенком требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам его жизни. Таким образом, методика соответствующей работы воспитателя определяется программными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Использование в работе разнообразных форм, методов, особенно игровых приемов, значительно повышает качество. Однако именно их выбор представляет трудность для воспитателей, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его возможности, интересы.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.
Под навыками, укрепляющими здоровье детей, следует понимать совокупность здоровьесберегающих навыков и полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении и различных видах деятельности.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков происходит не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.
Переход навыка в привычку достигается его систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, малыш нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.
У детей складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка, постепенно происходит переход к контролю за своим внешним видом.
Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе – все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Для успешного формирования «навыков здоровья» необходимы следующие условия:
1. Соблюдение детьми и взрослыми режима дня, который обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочнение их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
2. Обеспечение чистоты среды. Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении, а также гигиены одежды детей и взрослых.
3. Организация привлекательной (над каждым полотенцем картинка) и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования ит. д.).
4. Многократное упражнение детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения.
5. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований (воспитателей, родителей). Должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В ходе формирования у детей ценностного отношения к своему здоровью можно использовать такие методы, как:
- дидактическая игра;
- беседа;
- чтение художественной литературы, фольклора;
- подражательное упражнение;
- схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
- демонстрация (рассматривание) картин, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств.
В процессе работы, особенно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, возможно применение наглядных приемов обучения навыкам – показ, пример взрослых, пример самих детей. (Например, «Посмотрите, дети, - говорит воспитатель, - Игорь не играл с вами, а тоже убирает, помогает остальным детям».)
Показ сопровождается пояснениями. («Теперь возьмем полотенце и вытрем каждый пальчик».)
Используя словесные приемы, не старайтесь злоупотребить поощрением. Порицание важно делать в косвенной форме, не называя имен детей.
Одним из ведущих, является прием повторения действий («Посмотрите, как чисто и сухо вытерты руки», создание игровых ситуаций («Научим Петрушку мыть руки»).
С детьми старшего возраста проводят беседы («Как стать красивым», «Моя комната», «Моя одежда», чтение художественных произведений (стихов, рассказов В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», рассматривание предметов, картин (серия «Воспитание культуры поведения»).
В процессе работы будут полезны указания, педагогическая оценка (например, «Я не напоминала Кате, как нужно сесть, а она села правильно. Молодец!»).
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников используют игры-инсценировки. При этом берут в основу литературные сюжеты таких произведений, как «Мойдодыр», «Федорино горе».
В возрасте 5-7 лет у детей воспитывают привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; продолжают учить самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей. У дошкольников продолжают совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Детей учат быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно убирать постель, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, формируют привычку бережно относиться к личным вещам. На данном возрастном этапе воспитатель закрепляет у старших дошкольников умение тактично говорить товарищу о непорядке в его одежде, обуви, желание помогать устранять этот недостаток; формирует такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.