Анна Острикова
Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.
Публикация «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В норме, к 4-5 годам все возрастные неправильности произношения исчезают. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
К сожалению, в последние годы детей с нарушениями речевого развития становится всё больше и больше, и они ежедневно нуждаются в помощи специалистов, учителей-логопедов. Сегодня почти во всех детских садах, школах с. Мраково есть учителя-логопеды, но справиться с огромной нагрузкой специалисту порой просто невозможно. И все же, несмотря на высокую занятость, специалисты стараются уделить время и помочь всем детям, которые в этом нуждаются.
C чем же связан неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста? На этот вопрос сложно ответить одним словом. Давайте, вместе попробуем разобраться. Конечно, причины речевой патологии многообразны.
Во-первых, недостатки звукопроизношения прежде всего вызваны недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата. Например: при укороченной подъязычной уздечке затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти.
Второй причиной является недостаточная сформированность речевого или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы). Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию. Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
На речевое развитие ребенка могут также повлиять осложнения, которые проявились во время беременности мамы, родов и в первый период жизни малыша.
Все же основной причиной дефектной речи детей является то, что наши дети чуть ли не самого рождения увлечены гаджетами: телефоны, планшеты, компьютеры. Родители позволяют свои детям часами смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры через телефон или планшет. Многие родители и не догадываются, наверное, что во время просмотра мультфильмов, речевой аппарат ребёнка не работает вообще, слуховое внимание тоже не развивается, то что имеет важное значение для правильного речевого развития. Получается, что родители мало общаются со своими детьми, не читают им книжки, не обсуждают содержание прочитанных книжек, не учат стихи, не беседуют. А ведь с малышами нужно как можно больше разговаривать! Конечно же, при всей загруженности родителям куда как проще включить малышу мультик или дать в руки гаджет: пусть посидит тихо и не мешает. А потом получается, что ребенок просто не умеет и не хочет говорить. Вот откуда берутся дефектные звуки у детей.
Нужно заметить, что дефектная речь очень сильно мешает при усвоении школьной программы. По мнению психологов, на успеваемость детей в школе влияют более 200 факторов, но существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Этот фактор — уровень развития устной и письменной речи ребёнка. Ведь именно речь является средством выражения и получения знаний.
Не все дети могут получить своевременную помощь специалиста. Если родители желают узнать состояние речи у своего ребёнка, следует пройти обследование, диагностику у специалиста, учителя-логопеда. Родители могут и самостоятельно проверить состояние звукопроизношения, попросив ребёнка, повторить за взрослым звуки, звукоподражания, которые в основном бывают дефектными. Например: можно попросить ребёнка порычать как собака (рр-р-р, покаркать как ворона (карррр-каррр, пошипеть как змея (ш-ш-ш-ш, спеть песенку воды, которая вытекает из крана (с-с-с-с, спеть песенку комара (з-з-з-з, жука (ж-ж-ж-ж) и т. д. Когда проверяем звук «Р», очень важно обратить внимание на вибрацию языка. При правильном произношении «Р», должен вибрировать кончик языка, а не маленький язычок, который расположен на гортани. Многие родители принимают неправильный гортанный (французский) «Р» за правильный «Р». Можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых бы возможно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки.
Иногда, помимо нарушений в произношении звуков, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов, т. е. слов сложной слоговой структуры. Например, ребенок говорит "мицаней" или "милицилинел" вместо милиционер.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Попросив ребё нка повторить за взрослым слова типа: велосипед, телевизор, балерина, журнал, сковорода, лекарство и т. д., мы можем узнать состояние слоговой структуры у ребёнка.
Для правильной речи большое значение имеет также формирование фонематического слуха и восприятия : это умение правильно слышать, воспроизводить и различать звуки, которые похожи по артикуляции и звучанию (глухие-звонкие или мягкие-твёрдые).
Взрослый предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: ба-па, та-да-та, са-ша-са; ла-ля, ся-са-ся и т. д. Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук-сук, том-дом-ком, мишка-миска, коза-коса, день-тень-пень. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.
Таким образом, любой родитель в домашних условиях (самостоятельно) может определить состояние звукопроизношения своего ребёнка. После того, как вы определили, какие звуки ваш ребёнок неправильно произносит, вы можете приступить к коррекции, т. е. постановке звуков. Можно попробовать поставить звуки по подражанию. Для этого сами утрированно произносим звук, показываем на себе и объясняем артикуляцию (место и способ образования) звука. Например: чтобы правильно произнести звук «Р», нужно приоткрыть рот, широко улыбнуться, поставить широкий кончик языка за верхние зубы и подуть на него так, чтобы кончик языка завибрировал. Обращаем внимание ребёнка на, что края языка остаются прижатыми к верхним коренным зубам, рот открыт, когда мы дуем на кончик языка. Если по подражанию ничего не получается, то приступаем к артикуляционной гимнастике. Артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для развития подвижности органов речевого аппарата. Артикуляционную гимнастику следует делать перед зеркалом по 2-3 раза каждый день по 5-10 минут.
Так как, в основном дети неправильно произносят звуки Р, Л, Ш, предлагаю комплекс основных артикуляционных упражнений для их постановки.
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
«Чистим верхние зубы» Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за верхними зубами (влево-вправо, снизу-вверх).
«Индюк» Приоткрыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: былы-былы-была.
«Вкусное варенье» Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
«Грибок» Широко открыть рот. «Приклеить» (присосать) язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Удерживаем 15 секунд.
«Чашечка» Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык в форме чашки и тянуть его к носу. Стараться не касаться нижней губы и верхних зубов. Удерживаем 15 секунд.
«Заведи мотор» Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: дын-дын-дын. Выполняем 15-20 секунд.
«Дятел» Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д» или «т-т-т». Выполняем 15-20 секунд.
А если артикуляционная гимнастика вам не помогла, то тогда обращаемся к специалистам, учителям-логопедам за помощью.
Дефекты речи у детей — не приговор, они не должны влиять на качество жизни, поэтому их нужно своевременно исправлять.
Уважаемые родители!
Помните это ваши дети, и их будущее полностью зависит от Вас!