Галина Голикова
Консультация для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Актуальность данной проблемы отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное)заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитанииглавный аспект - содействие развитию личности.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
труд играет огромную роль в жизни человека: дает наслаждение, лечит от горя, рождает мудрость, утоляет голод, продлевает жизнь, облагораживает человека, является его совестью и радостью.
Трудиться, выбрав дело по душе, для человека также естественно, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитывать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в любой сфере общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью будущего гражданина.
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания - процессе сложном и многогранном. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.
Трудолюбие - одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, - нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, что бы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим — вот что должно служить мотивом, побуждающим ребенка к труду.
Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает человека на моральную высоту. Люди, сочетающие в себе эти качества - счастливейшие люди. Потому что нет, наверное, большей радости, чем доставлять радость другим. Такие не пройдут мимо чужого горя, выручат попавшего в беду, они бескорыстны. Их действия продиктованы внутренней потребностью делать добро.
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
Трудолюбие — это черта характера, заключающаяся в положительном отношении к труду. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Удовлетворенность результатами своей деятельности ребенок демонстрирует взрослым довольно рано. Заявляя «я сам!», ребенок испытывает предел своих возможностей, свои притязания, что должно приносить радость, вселять уверенность. За внешней легкостью, изящностью всегда стоит титанический труд, и нужно постараться сделать так, чтобы систематический и упорный труд не отталкивал ребенка. Русский художник Федотов говорил: «Ты сделай сто раз, тогда будет легко» — в ответ на чью-то фразу, что так нарисовать, мол, всякий сумеет. Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Для детей самым главным трудом становится игра. В игре память, внимание, мышление, речь ребенка обретают произвольность; в игре ребенок овладевает в игрушечном варианте моделью мира и выстраивает свою модель. Он что-то создает, творит сам. Наблюдая за близкими, формирует установку на труд как таковой, усваивает, что является «женским», «мужским» трудом. У него складываются привычки: сначала это какое-то действие, поступок, а потом повторяющаяся серия действий, поступков приводит к автоматизму, то есть привычке. Как складывать одежду? Куда складывать? Как убирать игрушки? Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам, помощь и поддержка, личный пример — оптимальные условия воспитания трудолюбия.
У каждого возраста существует свой вид деятельности развивающий личность. Пока ребенок маленький – это общение и манипуляции с предметом. Подрастая, самым главным трудом становится игра. В игре ребенок воплощает свой опыт, пробует, создает и творит сам.
Наблюдая и повторяя за своими близкими, у ребенка формируется установка на труд, вырабатывается устойчивая привычка на совершение каких-то действий. Сначала ребенок учится ухаживать за собой, затем его действия доходят до автоматизма. В пятилетнем возрасте без напоминаний ребенок может поддерживать в порядке свою одежду, игровой уголок.
Одна из форм формирования трудолюбия являются – поручения. Взрослые могут давать детям поручения, с которыми они справляются. Это позволяет в дальнейшем выработать чувство долга.
Детское трудолюбие воспитывается только по примеру взрослых и участвуя в процессе непосредственно. Только при постоянном наблюдении за взрослыми ребенок усваивает, что все люди работают.
Мы все хотим для наших детей самого лучшего. Оберегая его, порой забывая, что лучшее для нас не означает лучшее для ребенка.
Уважение личности ребенка, бережное отношение к его интересам и потребностям, помощь и поддержка, личный пример – оптимальные условия воспитания трудолюбия.