Марина Корнеева
Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ВОСПИТАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ
Проблема формирования чувства ответственности была и остается одной из самых актуальных в воспитании детей дошкольного возраста. Особенно остро она встает перед родителями будущих первоклассников, ведь в школе детям часто приходится делать то, что им не особо хочется и нравится. К тому же, у детей 6-7 лет растёт круг обязанностей, требующих от них проявления самостоятельности, настойчивости, волевых усилий. Поэтому ответственность – необходимое качество личности дошкольника, для воспитания которого понадобится немало терпения, времени и сил.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание ответственности у детей“» размещена в разделах
Как же родители могут помочь ребенку сформировать навыки самостоятельного и ответственного поведения?
Для начала необходимо проработать следующие факторы:
- Понимание поставленной задачи.
У детей часто имеется своё видение и понимание того, как выполнить ту или иную просьбу взрослых, и не всегда результат оказывается желаемым. Поэтому родители должны в доступной и четкой форме объяснить ребенку, какая задача перед ним ставится и как грамотно подойти к её решению.
- Согласие с поставленной задачей.
Для успешного формирования чувства ответственности на практике предоставляйте дошкольнику выбор между двумя полезными делами. Например: чем ты сейчас будешь заниматься - уберешься в свой комнате, или поможешь мне в приготовлении ужина?
- Умение самостоятельно мотивировать свои действия.
Родители должны научить детей самодисциплине и стимулировать их внутреннюю мотивацию. Для этого необходимо всегда хвалить и поддерживать ребенка в его желании оказать помощь. Стоит помнить о том, что положительная мотивация не должна зависеть от перепадов в настроении мамы или папы. К примеру, если ребенок своей «уборкой» помешал вам смотреть фильм, то резкое замечание по этому поводу «Не мешай мне отдыхать!» и т. п., отобьют у него желание помогать в дальнейшем.
Воспитывать ответственность лучше в три последовательных этапа.
На первом этапе ребёнок выполнят роль вашего помощника. Вы можете вместе вытирать пыль, поливать цветы, ходить за покупками, ухаживать за домашними животными и т. д. Очень важно при этом не забывать высказывать свое одобрение, хвалить сына (дочь) за оказанную посильную помощь.
На втором этапе ребенок нуждается в напоминании и контроле. Но делать это стоит в мягкой и спокойной форме, без особого давления. А после выполнения задания, обязательно похвалите. На третьем этапе приходим к тому, что ребенок уже четко знает, что и как он должен сделать, и легко справляется с поставленной задачей самостоятельно.
Что еще нужно учесть при воспитании ответственности у дошкольника подготовительной группы?
Обратите, пожалуйста, внимание на 5 советов:
1. Вводите в жизнь ребенка определенные правила и ограничения. При этом важно, чтобы они не противоречили его естественным потребностям и были согласованы со всеми членами семьи.
2. Будьте терпеливыми. Для развития сформированного ответственного поведения потребуется немало времени. Учитывайте во внимание особенности темперамента и характера вашего ребенка, накопленный детский опыт.
3. Не вмешивайтесь в дела, которые уже не требуют вашего участия. Бывает так, что кто-то из членов семьи не готов принять «повзрослевшего» ребенка и полностью передать ему ответственность за то или иное дело. Договоритесь все вместе о тех обязанностях, которые под силу дошкольнику и уже не меняйте своего решения.
4. При получении негативного опыта от выполнения задач, вместе с ребенком обсудите причину такого результата и подскажите как избежать подобных ошибок в будущем. Так вы поможете стать ему увереннее в себе, приучите адекватно реагировать на возникающие трудности и достойно с ними справляться.
5. Станьте для своего ребенка самым лучшим другом. Искренний интерес ко всему что он делает, постоянная поддержка и уважение к результатам труда - залог того, что у дошкольника будет стимул поскорее стать самостоятельным и способным отвечать за свои поступки и слова.
Таким образом, при данном подходе, к началу обучения в школе у ребенка сформируется ответственность по отношению к своим обязанностям, он станет более внимательным, самостоятельным и настойчивым при выполнении домашних заданий и поручений взрослых.
Список информационных источников
Методическая литература:
Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах / Р. С. Буре. — М. Просвещение, 2019.