Лариса Ларина
Воспитание одаренного ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
В воспитании одаренного ребенка дошкольного возраста роль семьи особенно значима : формируется отношение родителей и его неординарности, одаренности и талантливости, впоследствии от этого будет зависеть самооценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту.
Публикация «Воспитание одаренного ребенка в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
Не все родители одинаково относятся к своим одаренным детям. Некоторые мамы и папы считают, что нет особой нужды обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенность возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, его потребность в творческом самовыражении. Они видят в этом нечто выходящее за рамки нормальности.
Другие родители, наоборот, преувеличивают творческие возможности ребенка, тем самым удовлетворяя родительское тщеславие, всячески подчеркивая, что их малыш не такой, как другие дети, что его одаренность дает ему право на особые привилегии. Подобная родительская позиция проявляется в постоянном стремлении демонстрировать окружающим «выдающиеся способности» своего чада, а основным показателем одаренности выступает большое количество стихов и песен, заученных ребенком; стремление малыша к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанных на внешний эффект, и т. п. Родители, желая обеспечить идеальные условия для развития «таланта» ребенка, записывают его в студии, кружки и прочее, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем склонностями ребенка.
Но есть и такие родители, а их достаточно много, которые интуитивно угадывают высокий творческий потенциал сына или дочери и даже пытаются помочь в его раскрытии, но сталкиваются при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами одаренного ребенка.
Одаренному ребенку необходимы для развития равноправные отношения в общении. Родителям не следует бояться идти на компромисс и принять точку зрения дошкольника как возможную, даже если она кажется не совсем верной.
Родителям следует обратить внимание на следующие отличительные особенности одаренного ребенка :
начинает говорить, ходить раньше, чем большинство его сверстников;
проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям, задает множество вопросов;
имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать;
концентрируется на задаче достаточно глубоко;
имеет достаточно большой для его возраста словарный запас;
легко схватывает и удерживает большое количество информации;
демонстрирует абстрактное мышление намного раньше своих сверстников;
склонен к серьезным размышлениям, в раннем возрасте интересуется глобальными проблемами, размышляет о жизни;
легко разгадывает загадки и может придумывать свои;
начинает читать и выполнять арифметические действия до поступления в школу и иногда учится этому самостоятельно;
стремится к совершенству.
Этот список можно еще продолжать, главное, ребенок заметно опережает развитие сверстников, неординарен и активен. И если вы видите в ребенке такие качества, обеспечьте его возможностью их выразить, старайтесь чтобы ребенок не потерял интерес к особенно интересующей его сфере деятельности. Посоветуйтесь со специалистами в данной области, окружите ребенка интересующими его предметами, позвольте ребенку самому выбрать интересующий его кружок или секцию.
Так же родителям следует помнить, что одаренный ребенок – это прежде всего ребенок. И как другим детям ему нужны любовь, ласка, заинтересованность, понимание и помощь взрослых.