Гуржапова Цырен - Дулма
Воспитание на бурятских народных традициях в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
“У каждого народа, – писал К. Д. Ушинский, – своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
У бурят с давних пор существуют свои традиции и обычаи в воспитании подрастающего поколения, учитывающие физиологические и умственные особенности детей разного возраста. Короткие указания, нравоучения старших сопровождали ребенка с первых его шагов и всю жизнь.
Публикация «Воспитание на бурятских народных традициях в детском саду» размещена в разделах
За последние десятилетия изменились семейные отношения, поведение, смысл жизни, что говорит о разрушении традиционной для бурят системы ценностей. Например, раньше у бурят не было случаев, когда пожилые люди оставались совсем одинокими, без заботы и помощи детей и внуков. Одной из важных обязанностей детей считалось почитание родителей. С малых лет детям внушалось, что они в будущем обязаны заботиться о своих родителях, создавать условия для их нормальной, спокойной и безбедной старости. Кто бросал и оставлял родителей без помощи и присмотра в старости считался самым грешным.
Приучали уважать и почитать не только своих родных и близких, но и всех взрослых соседей, знакомых. Младшие к старшим обращались на «Вы», прибавляя к имени почтительные определения «ахай» (для мужчин) и «абгай» (для женщин). С трех лет ребенка учили здороваться, вставать и приветствовать, когда в дом входили взрослые, не вмешиваться в разговор старших, четко отвечать, когда его о чем-то спрашивают. В быту строго соблюдалась иерархия по старшинству, тем самым выражались уважение и почтение всему старшему поколению.
Следует отметить, что в традициях бурят немаловажную роль играло гостеприимство, независимо от того, кто он: гость или случайный путник. Хозяева считали своим долгом обязательно накормить и дать кров гостю, а отказать в гостеприимстве было большим позором для всего рода. Потому человека, даже ближайшего соседа, старались не выпускать из юрты без традиционного угощения. Отказ гостя принять приглашение отведать угощение считалось оскорблением для хозяев.
Раньше в народе бытовали устойчивые выражения, характеризующие ту или иную семью. Например, «зоной айл» (семья, открытая для людей, т. е. гостеприимная семья, «зонг й айл» (семья, не посещаемая народом). И до сих пор говорят, что «х ниие х ндэлхэ - рыг х ндэлхэ» (уважать человека – значит уважать себя). Старики при каждом подходящем случае приводили в пример разные поговорки и пословицы, которые учили тому, что человек один не может жить, что он без людей не имеет силы. Например, говорили: «pэгh тahaphан мал шонын х нэ эн, н xэр тahaphaн x н дайсанай х нэ эн» («Скот, отбившийся от стада – пища для волков, человек, оторвавшийся от товарищей – пища для врага»).
Еще одна отличительная черта бурятского народа, это то, что у них почти не было бездетных семей, так как были широко распространены обычаи усыновления детей. Каждая бездетная семья старалась усыновить детей у близких родственников, чтобы он продолжил их род, не дал погаснуть огню в очаге.
Наиболее важными являлись взаимоотношения между родителями, между родителями и детьми, общения с близкими родственниками, которые обеспечивали необходимое полноценное развитие ребенка.
Исходя из вышесказанного, мы решили разработать проект по сохранению семейных традиций и обучению бурятскому языку «Я и моя семья».
Проект нацелен на формирование значимости семьи для детей. В процессе реализации данного проекта дети получат знания о семейных традициях и ценностях, родословной своей семьи и научаться уважительно относиться к членам семьи. Каждый человек должен знать свои корни, откуда он происходит, кем были его предки и язык своего народа.
Работая с детьми в детском саду, мы практиковали применение простых реплик на бурятском языке в режимных моментах. Дети со временем начинают воспринимать и понимать элементарные словесные инструкции. Для нас не было целью научить их разговорить на бурятском языке, только аудирование: Шагнагты (Послушайте, затем на уровне понимания: Дабтагты (Повторите). Здесь уже осуществляли попытку повторения слов детьми. Следующим этапом являлось говорение: Хэлэгты, т. е. воспроизведение. Дети должны по возможности сами воспроизвести речевой материал.
Предпринятые на сегодняшний день попытки национального воспитания, показывают, что самым слабым местом является семья. Чтобы приобщить ребенка к истокам народной культуры и вызвать интерес к традициям, надо воспитывать его не только на занятиях в детском саду, но и дома в кругу семьи.
В конце учебного года провели итоговое занятие, мастер-класс для педагогов и родителей воспитанников группы, где дети демонстрируют свои знания, полученные в течение года. А также провели конкурсы бурятских народных игр, презентацию альбомов, выставки «Генеалогическое древо семьи», проведение совместного мероприятия с родителями воспитанников «Конкурс блюд бурятской кухни».
Перспективой данного проекта является систематизация работы по дальнейшему изучению языка и приобщение к национальной культуре, а также заинтересованность родителей воспитанников в дальнейшем изучении двух языков как в ДОУ, так и дома.
Проект рассчитан на 1 год обучения (4-5 лет). Планируется продолжение работы в старшей и подготовительной группе как кружок по изучению бурятского языка и культуры. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, семейных традициях, о жизни бабушек и дедушек, прошлое своей семьи. В процессе совместной деятельности будут развиваться творческие способности, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей бурятскими словами. Смогут составить рассказ о членах своей семьи, будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи, пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д., приобретут представления об общечеловеческих ценностях, научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда, у детей будет развито чувство гордости за свою семью.
Особенность нашего проекта заключается в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать, осваивать новое, но и трудиться в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители станут активными участниками жизни детей в детском саду.
Таким образом, мы считаем, что выбранное нами направление перспективно, так как нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, они во многих семьях потеряны или забыты. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!