Наталья Волкова
Воспитание малышей, что может быть прекраснее.
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в первой младшей группе детского сада более 18 лет. В своей работе большую роль я уделяю адаптационному периоду. Адаптация ребёнка к детскому саду является сложным периодом в жизни малыша. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Хочется отметить, что длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптационный период проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками; шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет сам есть, раздеваться то делает это медленно, отстает от всех. Все это откладывает свой отпечаток на его отношения с окружающими. Такому ребенку необходим более длительный срок на период адаптации. Именно воспитатель помогает родителям и детям преодолеть всевозможные трудности: кризис трёх лет, агрессивность, плаксивость, адаптацию к дошкольному образовательному учреждению. И это очень важно в процессе воспитания. Прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.
Темочки:
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, я провожу большую работу с родителями: консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду», «Упрямство – что же делать?», «Что вместо наказанья?», родительские собрания, анкетирование, опросы, рекомендации. Работа с родителями ведется систематически и планово, коллективно и индивидуально.
Работа с родителями очень трудна и очень интересна. Большинство родителей с доверием относятся к советам воспитателя. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков. Поэтому большая роль отводится воспитателю, который должен донести до родителей, как важна их роль в совместной работе семьи и детского сада.
Я стараюсь оформить группу так, чтобы детей, которые впервые идут в детский сад, привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Самым главным, на мой взгляд, является то, как ребенка встречает воспитатель и дети, атмосфера в группе.
Работая много лет с детьми младшего возраста, каждый год я ожидала, какие будут результаты адаптации к детскому саду. Каждый раз я наблюдала, как же в этом году будут адаптированы дети. И я сделала вывод, что та работа, которая велась много лет в адаптационный период, не даёт желаемого результата. Я решила внести в адаптационный период что-нибудь новое.
Строя свою работу по адаптации с детьми раннего возраста, я решила использовать идею «терапия песком», которая была предложена еще швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 - 1961). Для этого в группе разработан центр песка и воды. Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волшебную ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, умение нормально общаться. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Я широко использую в своей работе такие игры:
1. Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик).
2. Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные, круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же самое, поставив ладонь ребром
3. «Пройтись» поочередно по поверхности пальчиком правой и левой руки (потом двумя пальчиками одновременно).
4.«Прошагать» по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие «вверх – вниз» - движется вся кисть).
5. Оставить следы одновременно двумя пальцами ( вместе пофантазировать: чьи это следы)
Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблему» в игре.
Еще одним подходом в установлении доброжелательного отношения ребенка с воспитателем и детьми в период адаптации я использую чтение сказок.
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Существует множество видов сказок (медитативные, дидактические, художественные, психопрофилактические и т. д., но в процессе адаптации детей приемлемы художественные сказки.
Слушая сказку, которую воспитатель читает с эмоционально-насыщенным выражением, выделяя нужные моменты, ребенок эмоционально привязывается к воспитателю и детям, переживая события сказки, снимается напряжение по поводу отсутствия родителей. Многократно проживая события одной и той же сказки, ребенок косвенно приобретает значимый для себя жизненный опыт.
Также в процессе адаптации я детям включаю звуки живой природы. Негромкая, веселая, мелодичная музыка вызывает у детей улыбку. Они начинают под нее приплясывать, следовательно, музыка тоже может быть использована как средство вовлечения ребенка в общение с взрослым. Работая в этом направлении, я сделала вывод, что у детей раннего возраста адаптация проходит на много лучше, дети отвлекаются и не так скучают по родителям. Своими рекомендациями я поделилась с педагогами других младших групп. Новый подход адаптации детей к детскому саду принёс желаемый результат.
Смотря в детские глаза, хочется сделать для них мир ярче и добрее. Я очень люблю детей, знаю подход к ним, чувствую их маленькую, тонкую, ранимую натуру. Каждый день работы с малышами я стараюсь сделать доброй сказкой, чтобы детям было интересно и хотелось с удовольствием прийти завтра в детский сад. Я уверенна, что мои воспитанники вырастут достойными гражданами нашей Родины, потому что я им отдаю самое ценное, что у меня есть – свои знания, умения и свою душу. Я очень люблю свою профессию – профессию воспитатель.
Я буду очень рада, если мой опыт поможет педагогам других детских садов.
Закончить я хочу словами В. А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте - умение проникнуть в духовный мир ребенка».
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.