Баинова Юлия
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические и педагогические исследования подтверждают, что в период дошкольного детства при условии целенаправленного воспитания закладываются нормы и правила поведения. Они проявляются в поступках детей, в их поведении, и управляют моральными взаимоотношениями. Одной из основных задач нравственного воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения.
Публикация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
Наиболее ярко и полно охарактеризовала роль воспитания культуры поведения в развитие личности С. В. Петерина. Она считала, что культуру поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. А сама культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями.
Формирование личности ребенка осуществляется в рамках целостного процесса через организацию разнообразных видов детской деятельности на основе интеграции образовательных областей. Воспитание культурного поведения осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду – в играх, в трудовой деятельности, в быту, на занятиях.
В содержании культуры поведения детей дошкольного возраста можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования ребенок в итоге освоения образовательной программы ДОУ должен обладать определенными качествами: основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способностью управлять своим поведением и умением планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Для решения поставленных задач значительную роль отводим педагогу. Воспитание и развитие у детей положительных черт характера возможно только, если педагог сам относится к детям доброжелательно и внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.
В своей группе мы постарались создать такую атмосферу, где каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть, могут выслушать его, понять. Для эффективности воспитательного воздействия создали в группе уголок настроения, где каждый ребенок может оценить эмоциональное состояние своё и других детей.
В работе с детьми используем методы и приемы, направленные на самостоятельные размышления детей, на умение самостоятельно делать выводы, такие как: показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, проблемные ситуации, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приёмы, викторины, развлечения, прием повторения действий.
В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяется культурно-гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания, знакомству с правилами. Здесь наиболее уместно использовать потешки, поговорки, стихи: «Водичка, водичка, умой мое личико!», «Я сам», «Плохая девочка» и др. Сначала обсуждаем с ребёнком, что мы хотим от него в конкретной ситуации. Затем объясняем, почему он должен так делать. Для того чтобы дети научились правильно умываться и одеваться, важно, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем их нужно постоянно упражнять. Знания, полученные на занятиях и в непосредственном опыте детей, закрепляются на практике, т. е. в игре. Она занимает ведущее место в жизни дошкольников. Игра открывает перед воспитателем большие возможности в формировании культуры поведения.
Чтобы научить детей складывать игрушки на место, проводим экскурсию по группе, рассматриваем, где лежат игры, какой порядок у машин в гараже, как сложен конструктор и как сидят куклы на диване. Прочитав стихотворение З. Александровой «Что вяла, клади на место», анализируем с детьми, что девочка сделала неправильно, как помочь ей. Самым эффективным методом служит выбор игрушечного персонажа, который копирует детей. Например, в гости к детям пришел Незнайка, который разбрасывает игрушки и просит научить наводить порядок в комнате. В беседе обсуждаем его поведение, дети рассказывают ему как надо поступать.
Дидактические игры, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности, являются так же важной частью воспитательно-образовательного процесса. В игре «Хорошо или плохо?» демонстрируем детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке изображено как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает бабушке донести тяжелую сумку. Дети определяют какая ситуация является положительной, а какая – отрицательной.
Содержание культуры поведения в старшем дошкольном возрасте обогащается : усложняются правила поведения, повышаются требования к культуре общения и поведения. Здесь мы строим свою работу с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и знакомим с новыми правилами. Способы и формы культурного поведения выходят за рамки детского сада. Дети знакомятся с учреждениями социальной сферы, как вести себя в театре, на улице, в музее и т. п.
Для закрепления у детей таких нравственных качеств, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость, эффективно используем метод анализа проблемных ситуаций. Он побуждает ребёнка научить мыслить, сравнивать свои поступки с поступками сверстников, попытаться обосновать свою оценку. Почему? А как поступишь ты? Что делать?
По нашему убеждению, одним из наиболее эффективных средств для воспитания культуры поведения у дошкольников является художественная литература. Именно детская литература помогает показать дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, разнообразие характеров, особенности переживаний, примеры культурного поведения.
Методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является этическая беседа. В старшем дошкольном возрасте появляется способность – мысленно становиться на место героя. Используем для прочтения и обсуждения близкие по содержанию произведения. Например, читаем рассказ В. Осеевой «Почему?» и рассказ Н. Носова «Карасик», в которых описываются душевные переживания мальчиков, обманувших своих мам.
Также с целью формирования культуры поведения у воспитанников используем литературные игры и викторины. Например, на основе произведений К. И. Чуковского и Н. Н. Носова был проведён «Литературный час», организован конкурс чтецов по стихам А. Барто, в группе оформлена выставка книг «Моя любимая книга».
С большим интересом дети участвовали в разных акциях: «Крышечки для Шадрика!», «Сдай макулатуру – спаси дерево!», «Книжка заболела» и других.
Эффективно используем метод проектной деятельности, что позволяет решать одновременно несколько задач. Были реализованы такие образовательные проекты, как: «Мама – солнышко моё», «Мир профессий», «Театральный калейдоскоп», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Новогодние открытки».
В группе мы создали «шкатулку добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в копилку ребенком самостоятельно помещалось сердечко из бумаги. Такой прием стимулирует ребенка на дальнейшее хорошее поведение.
Для повышения компетентности родителей были подготовлены и проведены: консультация «Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка», игротека «Дидактические игры по воспитанию культуры поведения», оформлены: папка – раскладушка «Что такое этикет?», папка – передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», материал в родительский уголок «Воспитан ли ваш ребенок?», «Это мое!», или талант быть добрым», экспресс – лист «Родителям на заметку».
Таким образом, культура поведения формируется постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Необходимо придерживаться единства и целостности воспитательного процесса, последовательности и систематичности в воспитании. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.