Инна Зерщикова
Воспитание культуры поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культуры поведения дошкольников.
Культура поведения – это широкое понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и
духовной культуры и, конечно же, к самому себе.
Публикация «Воспитание культуры поведения дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
Ребенок вынужден усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Эти правила вполне доступны ребенку и постепенно усваиваются им в процессе общения с другими людьми в повседневной жизни ребенка и становятся со временем привычками поведения и навыками. Не даром говорят: «Посеешь привычку – пожнешь характер».
С первых лет жизни ребенка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту.
Для успешного решения этой задачи значительная роль отводится педагогу. Приветливый тон, сдержанность, оптимистичный настрой, дружеские, товарищеские отношения с детьми, простота и теплота в общении, готовность прийти на помощь – всеми этими качествами должен быть наделен человек, воспитывающий подрастающее поколение.
Понаблюдав за поведением детей в группе, становится ясно, с кем и над чем конкретно надо работать.
Большинство детей здороваются и прощаются лишь по напоминанию взрослых, приходят по утрам в плохом настроении и со слезами, неприветливы и недружелюбны, не любят убирать за собой игрушки, не называют помощника воспитателя по имени-отчеству.
Безусловно, эти задачи могут быть решены только при помощи и поддержки семьи. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно. Поэтому необходимо предусмотреть и работу с родителями, провести собрание на тему «Значение культуры поведения в развитии личности ребенка». Многие родители считают, что дети еще маленькие, вырастут – поумнеют. А ведь воспитание детей осуществляется до пяти лет, а после пяти – перевоспитание.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад, и встречи в течении дня с медсестрой, с заведующим,
муз. руководителем, поваром и т. д. Многократные упражнения помогают ребенку
осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые».
Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Необходимо использовать в работе личный пример. Здороваться первой, спросить о чем-либо, поговорить с ребёнком, обращаться к игровым приемам. В результате у многих ребят вырабатывается привычка подойти, поздороваться, поделиться с воспитателем новостями.
Большого труда стоит научить ребенка приходить в садик без слез и капризов. В этом случае использование убеждений, примеров и помощи родителей недостаточно. Самым эффективным методом оказывается выбор кукольного персонажа, который копирует детей. Затем необходимо всей группой обсудить его поведение и показать, как надо приходить в детский сад.
Чтобы научить детей убирать игрушки на место, можно провести экскурсию по группе, рассмотреть, где лежат игры, какой порядок в гараже, как сложены мозаика и конструктор. Но и после этого дети оставляют игрушки там, где играли. Можно разыграть детей, спрятав куклы и машины. Конечно, у детей возникнет вопрос: «Где игрушки?». Ответить шутливым тоном: «Вы их не убирали на место, и они убежали от вас».
Самым трудным в работе педагога является воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника.
При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»
Когда ребенок сознательно совершил проступок - наказание неизбежно. Например, «я не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ребенка: категорически запрещено бить ребенка, обзывать, лишать еды, прогулки. Практика показывает, что наказаниями ничего не добьешься. Наказывая, мы растим детей неискренними, так как в присутствии взрослого они не дерутся, не грубят (знают, что понесут наказание, а когда рядом нет воспитателя, сразу начинаются конфликты.
Можно обойтись без наказания великой силой слова и силой примера. Хороший пример – серьезный помощник в воспитании. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит. Уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похожим. Надо воспитывать собственной воспитанностью.
Требования родителей к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета. Запретный плод сладок, поэтому надо стараться меньше пользоваться слово «нельзя».
Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками. Читать детям стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания, чаще беседовать с ними!
Правила бытовой культуры должны прививаться ребенку одни из первых: во время еды, опрятность, бережное отношение к вещам. Донесите до ребенка, что каждая вещь является результатом человеческого труда, что ее нужно использовать по назначению, убирать на место. При обнаружении поломки, необходимо попытаться починить вещь