МААМ-картинки

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Дарья Сибатова
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части – воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей. В структуре программы также заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания – оно должно осуществляться в ходе всего воспитательно – образовательного процесса.

Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи воспитания культуры поведения в программе рассматриваются, как составная часть нравственного воспитания и сформулированы в виде вполне конкретных требований:

- привитие детям необходимых гигиенических навыков;

- культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

- воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;

- формирование начальных элементов трудового воспитания.

Все задачи ориентированы по возрастам и расположены в различных разделах программы.

В младшем возрасте одной из важных задач является воспитание культурно-гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

I младшая группа.

Важной задачей в работе с детьми первой младшей группы является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом важно учитывать возрастную особенность детей третьего года жизни – стремление к самостоятельности.

На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий.

Повторяясь многократно в различных режимных процессах, такие действия, как самостоятельное одевание, причесывание, умывание и так далее, доставляют ребенку радость. Дети осваивают, что, как и в какой последовательности надо делать.

Для более легкого овладения определенными культурно-гигиеническими навыками, действия членят на несколько операций.

Например, при умывании ребенок сначала засучивает рукава, затем намыливает руки, тщательно ополаскивает их, не разбрызгивая воду, и насухо вытирает.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому в начале следует показать необходимое действие, а затем уже упражнять в них детей.

Надо помнить ещё одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей : по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно повторять. Иными словами, малыш превращает эти действия в игр. Важно, включится в игру, и направлять действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять.

На начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой.

Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время остается. Поэтому надо умело направлять усилия детей на более целеустремленные действия.

Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка, к четырем годам есть опрятнее.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

- Нельзя класть локти на стол во время еды;

- Есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;

- Бережно относится к хлебу и другим продуктам;

- Правильно пользоваться столовыми приборами;

- После еды пользоваться салфеткой.

Овладение культурой еды нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Работая с малышами, я поняла важность и необходимость привития им культурно-гигиенических навыков и поставила перед собой следующие

задачи:

1. Воспитывать опрятность у детей, учить следить за внешним видом.

2. Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания,

вешать полотенце на свое место, своевременно пользоваться носовым

платком, чистить зубы.

3. Формировать навыки еды : не спешить во время еды, не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться вилкой, ложкой и салфеткой.

4. Создание перспективного плана работы с детьми.

1. Для решения задач в своей работе я использовала разнообразные приемы. Сейчас все дети стараются следить за своим внешним видом, мальчики заправляют рубашку в шортики, девочки подтягивают колготки. Всегда обращаются за помощью. А что самое главное для меня, то, что дети стали замечать непорядок в одежде у себя и других детей.

Например: Катя Смирнова часто спрашивает, когда мы собираемся на прогулку, нужно ли заправлять кофточку в штаны, советует детям исправлять непорядок в одежде.

Мы провели с детьми занятие «Оденемся на прогулку» где для формирования опрятности у детей, умения следить за своим внешним видом, одевали куклу, и при этом проговаривали последовательность процесса одевания, что за чем следует надевать.

Для закрепления полученных на занятиях знаний мы читали стихи.

Г. Р. Лагздынь из серии «Одеваемся».

«На прогулку»

Одеваем ревушку:

Шапку на головушку,

Валенки – на ножки,

А на них – калошки!

Ты постой, не реви,

А шубейку натяни.

Заучивали потешки

1) Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

2) Завязали Катеньке, шарфик полосатенький.

Давай будем одеваться … -

- Я сама! Я сама!

Когда дети обуваются, мы рассказываем им стихотворение:

Вот они – сапожки

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки,

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Вот как хорошо.

Мы прочитали произведение «Маша растеряша». Никто из деток не хочет быть «Машей растеряшей», и поэтому все свои вещи убирают на место. Для родителей в приемную выставлялась папка с консультацией «Как одеть ребенка на прогулку», где родителям были даны рекомендации, как одеть ребенка в зимний, осенний, летний период, как одеть ребенка в группе при разных температурных режимах.

2. Дети четвертого года жизни очень любят мыть руки, но сначала они мыло использовали не по назначению. Например, Артем Бронников попробовал его на вкус, а Даша Поздеева рисовала мылом на зеркалах. Потом мы приобрели в группу мыло различной формы и цвета. И прежде чем выложить мыло в мыльницы, мы прочитали произведение К. Чуковского «Мойдодыр». Рассмотрели красочные и очень яркие иллюстрации, обсудили и пришли к выводу, что мыло нам все-таки нужно для того, чтобы мыть ручки.

В начале года мы обновили все картинки над полотенцами, теперь они у нас более крупные и яркие, и каждый ребенок знает, где у него висит полотенце. Хочу заметить, что полотенца у нас махровые, яркие, красивые. Дети знают, что руки нужно вытирать насухо, но, к сожалению, они порой забывают об этом. И поэтому я часто напоминаю о том, что моем руки с мылом и вытираем насухо.

(А ещё к тому же полотенца новые, и поэтому около полотенец мы задерживаемся, надо же рассмотреть, что нарисовано.)

А так же мы провели занятие «Умоем куклу Таню». На данном занятии мы проговаривали, как нужно мыть руки, лицо. Что для мытья рук нам необходимо мыло и полотенце.

Мне пришлось индивидуально поработать с некоторыми детьми (Казанцева Даша, которая часто забывала загибать рукава, Филлипс Евой, которая забывала брать мыло, и т. д.)

И, конечно, же, мы читали и заучивали различные стишки и потешки: «Моем руки», «Позавтракали», «Умываемся», «Водичка, водичка», «Ай, лады, лады», «Будет мыло пениться», и т. д.

3. Мы приучаем детей следить за своей прической. У всех девочек и мальчиков в шкафчиках лежит своя расческа, после сна заплетаем у зеркала, обращаем внимание на то, какие дети красивые, когда причесаны. Учим благодарить за красивую прическу.

Сейчас у всех детей имеются носовые платки, обычно один в шкафчике, а другой в кармане у ребенка. Но нам пришлось серьезно поработать с родителями над этой проблемой. Я объясняла, что один платок должен быть в кармане, в то время когда мы находимся либо в группе, либо на прогулке, это не важно, потому что ситуации бывают разные: кровь из носа, насморк, снег в глаза и т. д. Например, у Тани Коваленко всегда три платка, на все случаи жизни, и при этом все в руках.

4. Большое внимание мы уделяем сервировке стола На столы мы ставим салфетки, салфетки стараемся покупать красивые, чтобы привлекать детей, приучать использовать их по назначению. Когда дети садятся за столы, я напоминаю правила поведения за столом, проговариваю, что мы сегодня кушаем, т. е. название блюда. После еды дети всегда благодарят няню.

При подготовке к обеду или завтраку я обращаю внимание детей на то, как чисто на столах, напоминаю, что есть следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Я показала, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Ежедневно слежу за тем, кто из детей и как выполняет мои указания. Иногда я ставила в пример детей, которые аккуратно выполняют все требования.

Было проведено занятие на тему «Кукла Таня у нас в гостях». На занятии мы говорили о том, что нужно кушать аккуратно, не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом.

А так же мы использовали потешки и стишки.

Была проведена анкета для родителей по вопросам питания их ребенка. И была предложена папка-передвижка «Памятка для родителей».

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Задачи воспитания и обучения детей с 2–3 лет («Программа воспитания и обучения» Васильевой») Вашему вниманию представлена презентация, в основе которой лежит "Программа воспитания и обучения детей с 2-3 лет в детском саду" Васильевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2014 в 20:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Сибатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД