Айткалиева Сауле
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей второй младшей группы «Ягодка» 2021 – 2022год.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Мы считаем эту тему очень актуальной на сегодняшний день, ведь культура поведения — это показатель воспитанности.
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) у детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка-дошкольника. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных в воспитании детей.
Главными задачами по формированию культурно-гигиенических навыков в младшей группе является :
1. Формировать умение овладевать культурно-гигиеническими навыками.
2. Побуждать детей к самостоятельности.
3. Развивать предпосылки трудовой деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам.
5. Приучать детей следить за своим внешним видом.
6. Формировать элементарные навыки поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т. д.
Ребенка нужно научить содержать в чистоте свои руки, лицо. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
Привитие культурно – гигиенических навыков имеет большое значение для развития речи детей, развития волевых качеств, нравственных чувств, внимания. Является важным условием для сохранения здоровья, контроля за внешним видом, познания окружающего мира, стремления к самостоятельности, предпосылками формирования основ эстетического вкуса.
В процессе мы используем различные формы работы, разнообразя методы и приемы, такие как показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используем игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. В начале года нами была проведена диагностика освоения культурно-гигиенических навыков детьми, исходя из которой, были поставлены цели и задачи на новый учебный год. Руководствуясь Госстандартом РК об образовании и типовой программой воспитания и обучения, мы решили разнообразить приемы и методы работы с детьми.
Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается нашими детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. К числу основных условий успешного формирования КГН относятся: рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство воспитателей. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. По режиму дня заметно, что время на гигиену и самообслуживание воспитанникам младшего возраста отводится больше, чем детям более старшего возраста. Дети этого периода жизни все действия выполняют быстрее. Мы стараемся чаще приучать детей к взаимопомощи и поручать им не сложные задания, которые готовят их к дежурствам. Наша работа выражается в словесных указаниях, поощрениях. Все КГН развиваются достаточно успешно в том случае, если все окружающие ребенка взрослые являются примером для малыша в отношении, как культуры поведения, так и личной гигиены. Дети, как известно, склонны к подражанию и достаточно быстро перенимают действия окружающих. Поэтому самое успешное гигиеническое воспитание – это личный пример. В воспитании КГН огромную роль играет оценка. Нужно своевременно похвалить, подбодрить ребенка, добиваясь положительного эмоционального отношения его к гигиеническим процедурам и осознанного их выполнения.
Для того, чтобы примером для подражания были не только воспитатели, но и родители, мы проводим:
• Индивидуальные беседы.
• Консультации.
• Стендовая информация.
• Родительские собрания.
• Пропаганда семейного воспитания
• Выставка литературы (художественной, методической).
Таким образом, мы сделали выводы, что процесс формирования КГН имеет свою специфику и трудности в организации. Однако, освоив необходимые педагогические и психологические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать культурно-гигиенические навыки.
К концу года мы хотим добиться таких результатов, чтобы каждый ребенок умел:
самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
проявлять навыки опрятности
пользоваться индивидуальными предметами
личной гигиены
самостоятельно есть
самостоятельно мыть руки, умываться
Художественное слово, используемое в группе «Ягодка» для привития КГН.
Чистая водичка
Моет Ване личико,
Саялы ладошки,
Пальчики Антошке.
Умница, Дашенька,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую.
Мягкую, душистую.
Зайчик Саша – скок-поскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает!
Если носик твой сопит,
Значит,он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай!
До чего же хороши
И нарядны малыши!
Как смотреть на вас приятно,
Все одеты аккуратно!
Во дворе играл в песок,
Рядом ямку рыл щенок
Дома нужно очень быстро
Вымыть ручки чисто – чисто.
Чисто жить – здоровым быть!
Сядьте прямо и красиво
Локти на столы не класть,
Чтобы платье было чистым.
Ложкой надо в рот попасть.
Нагулялась, детвора?
На обед идти пора
Все игрушки соберите
И в корзинку их сложите.
Парами за мной вставайте
От меня не отставайте.
Будь культурным за столом
Рот протри не рукавом,
Разговоров не веди,
Жуй подольше, не спеши.