Ильхама Гасанова
Воспитание искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное значение искусства, а в частности музыки, сегодня как никогда актуально. Подтверждением тому являются данные социологического исследования, свидетельствующие о вытеснении эстетических потребностей, ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов детского сознания. Поэтому так важно понимание значения музыки в воспитании эстетической культуры детей как вида искусства, наиболее воздействующего на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Публикация «Воспитание искусством» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
Занятия в фортепианном кружке способствуют творческому развитию дошкольников, для которого характерно проникновение в сущность искусства, широта и критичность взглядов, нестандартное решение поставленных задач. Исполняя музыкальное произведение, пусть даже очень простое, ребенок создает мир звуковых красок, постигает замысел композитора. В процессе решения творческих задач, связанных с восприятием и созданием художественных образов, ребенок открывает в себе и других людях особые мысли, чувства, творческое отношение к жизни.
Определяя сущность эстетического воспитания В. П. Острогорский писал: «Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, в постоянном, деятельном стремлении к нему» [ 3,15 ]. Смысл эстетического воспитания – в расширении духовного потенциала ребенка. Критерием его эффективности выступает уникальный, творческий человек, как истинный субъект культуры. Только эстетическое воспитание делает реальностью процесс духовного совершенствования ребенка, создает морально – эстетическую среду, воздействующую и изменяющую его образ жизни, оно носит формирующий характер, направляет потребности детей на поиск красоты, совершенства в противоречивых, дисгармоничных формах жизни.
Функция музыки в эстетическом воспитании – формирование личности ребенка как субъекта творчества, эстетически преобразующего окружающий мир. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и творческое развитие ребенка. Занятия музыкой особенно ценны тем, что «действование» в одном искусстве, по мнению Т. М, Теплова, помогает формированию творческих способностей и в других искусствах.
Эстетическое воспитание, реализуемое посредством музыки, направлено на:
- развитие психологической основы эстетической культуры;
- развитие культуры восприятия и оценки художественно – эстетических явлений;
- содержательное обогащение процесса духовной жизни, образование потребности в творчестве;
- становление ориентации в мире эстетических ценностей;
- формирование особого типа художественно – образного мышления;
- развитие творческих потенций;
- развитие эмоциональной сферы личности [9, 158].
Научно – практическая мысль российских специалистов утвердилась к концу ХХ века в том, что среди всех видов и форм воспитания современного человека эстетическое воспитание имеет наибольший интеграционный потенциал, способно решать многообразные и разноуровневые задачи: подготавливает практически каждого ребенка к активному эмоционально – чувственному и интеллектуальному включению в реальную жизнь современного социума.
Кружковая работа является хорошим дополнением к основной организованной образовательной деятельности. Занятия в фортепианном кружке открывают перед дошкольниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог же, отдельно занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность больше приобщать их к искусству, формировать самостоятельную и творческую активность. Программа кружковой работы должна предполагать свободный выбор ребенком творческой деятельности, совпадающей с его интересами и потребностями.
Занятия в фортепианном кружке должны рассматриваться как почва для создания различного рода творческих коллективов - ансамблей, дуэтов, трио и т. д., в том числе и возникновения межсемейных объединений, творческих объединений разновозрастного состава.
Обучение игре на фортепиано открывает перед ними мир звуковых красок, помогает развивать творческие способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Игра на фортепиано тренирует мелкую моторику рук, также создает условия для тех детей, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться, активно включаться в творческий процесс исполнения музыкального произведения.
Индивидуальные занятия являются эффективным средством приобщения детей к музыке, дают возможность ребенку участвовать в творческом процессе и проявлять себя как личность. Уже с первых занятий можно давать ребенку художественно – поисковые задания и активно формировать у него музыкально – творческое мышление. Можно предложить ребенку самому сочинить небольшую пьесу. Примитивность детских сочинений не должна настораживать, т. к. качество их зависит от музыкального, слушательского опыта и со временем становится более высоким.
Развитие творческих способностей во время фортепианной игры с самого начала следует вести по пути формирования самостоятельности в интерпретации произведений, выполнения творческих заданий. Например, ребенку предлагается заполнить пропущенные такты мелодии, досочинить окончание несложной пьесы, сыграть заданный мотив в зависимости от замысла с различными изменениями, сочинить вариацию на ту или иную тему. С первых занятий в фортепианном кружке нужно вводить игру в ансамбле, т. к. при умелом руководстве это способствует активизации творческой деятельности детей, вызывая у них интерес и увлеченность. Желательно не ограничиваться игрой с педагогом. А организовать ансамбли, состоящие из детей. В них могут входить ребята с различной подготовкой. Чувствуя себя участникам музыкального коллектива, они ответственно относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.
Обучение игре на фортепиано должно быть доступным для всех детей, независимо от способностей, и задача педагога – уделять внимание их музыкальному творческому развитию. Естественно, что педагог планирует свои музыкальные встречи с каждым ребенком, ориентируясь на его возможности, его личные качества, сложившиеся интересы.
Роль индивидуальных занятий по обучению игре на фортепиано неоспорима, т. к. игра на музыкальном инструменте – это всегда творческая исполнительская деятельность со всеми присущими ей чертами. Она требует от учащегося не только определенных навыков и умений, но и активности, целеустремленности, большой сосредоточенности и творческой инициативы, воспитывает стремление к совершенству, постижению прекрасного.