МААМ-картинки

Воспитание гражданственности и патриотических чувств у старших дошкольников (на примере изучения памятных мест г. Омска)

Надежда Лукута
Воспитание гражданственности и патриотических чувств у старших дошкольников (на примере изучения памятных мест г. Омска)
▼ Скачать + Заказать документы

Долг перед Отечеством – святыня человека…

От нас, отцов, матерей, от воспитателей,

зависит, чтобы каждый наш юный гражданин

дорожил этой святыней, как дорожит честный человек

своим добрым именем, достоинством своей семьи.

Сухомлинский В. А.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания становится воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям земли. Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и занимает одно из преимущественных мест в общей тематике педагогических исследований. В настоящее время всему мировому сообществу в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается идеализация материальных интересов и прагматических ценностей, а духовные и нравственные уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность [2; 3; 3; 6; 7].

Публикация «Воспитание гражданственности и патриотических чувств у старших дошкольников (на примере изучения памятных мест г, Омска)» размещена в разделах

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине, народу [1].

«Патриотизм (греч. Patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины». Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие её нравственной основы. С одной стороны, дошкольный возраст - это сензитивный период развития любви к родным местам. С другой, сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Воспитание патриотических чувств решается через общение, чтение литературы, беседы, труд, игровые занятия.

Для решения сложных задач патриотического воспитания дошкольников мы разработали проект «Памятные места г. Омска», который реализовывали в течении 2013-2014гг.

Целью проекта явилось воспитание патриотических чувств и гражданственности через знакомство детей и их родителей с памятными местами г. Омска.

Главным продуктом, который создавали дети совместно со взрослыми (воспитателями и родителями, стало изготовление альбома о 178 дивизии, воевавшей в рядах Красной Армии.

В процессе реализации проекта использовались различные формы работы, которые предполагали включение детей и их родителей в активную творческую деятельность, а именно:

Чтение и обсуждение художественной литературы;

Проведение сюжетно-ролевых игр;

Проведение соревнований;

Экскурсии родителей с детьми;

Разучивание стихотворений;

Слушание песен на военную тематику;

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Реализация проектов

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Беседы

Ситуативный разговор

Составление и отгадывание загадок

Решение проблемных ситуаций

Праздничные утренники и развлечения, посвященные дню защитника Отечества и дню Великой Победы.

N п/п Этапы (шаги) изучения памятных мест Методические комментарии

1. Чтение стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста». Цель чтения заключалась не только в познании военных специальностей и приобщении к художественному слову, но и формировании эмоционального отклика детей, их сопереживания героям стихотворения.

2. Изготовление видеоролика «Знакомый незнакомый Омск». Подготовленный видеоролик включил информацию от названия улицы, на которой расположен детский сад, сначала к более знакомым местам, парк им. 30 лет Победы, а затем и памятным местам, менее знакомым.

Вторая, небольшая часть, посвящена красивым и запоминающимся местам.

Заключительная часть состоит из кадров с парада победы в Омске. В видеоролик включены разные эмоционально выразительные элементы, такие как патриотическая песня «День победы», песня об Омске, мелодия из кинофильма «Холодное лето 53». Видеофильм сопровождается текстом.

3. Просмотр видеоролика с родителями. Ставилась задача показать возможности патриотического воспитания детей родителями с помощью совместного посещения различных интересных мест в г. Омске.

4. Просмотр видеоролика с детьми. Закреплялись знания детей о городе Омске, о подвигах и героизме, наших людей, о трудностях и горестях военного времени.

5. Выпуск газеты, посвященной Дню защитника отечества. Осуществлялась подготовка фотоколлажа с теми родителями детей, которые служили в армии, причем не только папы, дедушки и старшие братья, но даже мама. Фотоколлаж дополнялся поздравлениями ко дню защитника отечества.

6. Выпуск газеты, посвященной Дню Победы ВОВ. Дети совместно с воспитателями и родителями подготовили газету с видами парада победы, военными зарисовками, стихотворными поздравлениями.

7. Чтение и разучивание стихов на тему ВОВ. На занятии по развитию речи дети учили стихотворение Е. Благининой «Шинель». Эта работа сопровождалась небольшой беседой о войне и военной форме солдат.

8. Проведение беседы о родных и близких людях, участниках ВОВ.

О героях и подвигах в ВОВ: Д. М. Карбышев, Лиза Чайкина.

Проведение беседы о тружениках тыла.

В этой беседе активное участие принимали дети, рассказывали о своих дедушках и бабушках, которые воевали и работали в тылу, делились знаниями, полученными от родных дома.

Рассказывали о женщинах и детях, на плечи которых легла тяжесть производства военной продукции, работа на селе.

9. Рассказ о судьбе матери 7 солдат Ларионовой Анастасии Акатьевны. Рассказали о том, как матери провожали на фронт своих мужей, сыновей. О том, как Ларионова А. А. отправила воевать своих семерых сыновей и не дождалась ни одного, все погибли на фронте.

10. Просмотр писем с фронта, в том числе и похоронного извещения. Показали настоящие фотографии семьи военного времени, военный билет, прочитали переписку с фронта отца с дочкой. А также объяснили детям, что значит похоронное извещение и как оно выглядит в действительности.

11. Просмотр и беседа о параде Победы. Показ слаженности действий вооруженных сил России и мощи военной техники.

12. Беседа о красивых и знакомых детям местах г. Омска. Рассказ о Парке им. 30 лет Победы Воспитание у детей привязанности к своему городу и развитие эстетических чувств, через близкие и знакомые им памятные места.

13. Рассказ и показ детям достопримечательностей города. Знакомство с дизайном и архитектурой города, его культурными достижениями, ещё не известные детям в силу их возраста.

14. Изучение военной техники.

Вместе с детьми рассматривали альбом военной техники времен ВОВ, книги о военной технике разных стран: современную и прежних времен.

15. Создание альбома на основе материалов из интернета: «История 178 дивизии в фотографиях» для детей и родителей. На конкретном примере в фотографиях дети видели жизнь наших воинов омичей в боях и в период затишья, военную технику того времени. О том, что, несмотря на тяготы и опасности войны, люди не теряли присутствия духа и могли шутить и улыбаться во время передышек.

Итогом данной работы стала подготовка творческих проектов. Дети совместно с родителями готовили рисунки, фотографии и рассказы о тех местах, которые они посещали. Интересен тот факт, что некоторые семьи изучали дополнительную информацию, т. е. наш видеоролик мотивировал родителей и их детей на познание. Таким образом, мы считаем, что это первый, но очень важный шаг в воспитании у дошкольников гражданственности и нравственных чувств.

Литература

1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : Практическое пособие. – М., 2007.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М., 1991.

3. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-9.

4. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2005.

5. Кондрыкинская Л. А. Патриотическое воспитание в ДОУ : методическое пособие. – М., 2005.

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : методическое пособие. – М., 2007.

7. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» / Под ред. М. Д. Маханевой. – М., 2004

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Личная концепция патриотического воспитания ребенка «Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине». Натарова В. И. В настоящее.

Работа с родителями. «Положение о совете отцов» Положение о совете отцов. 1. Общее положение. *Совет отцов является общественным родительским органом и создан для осуществления следующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание гражданственности и патриотических чувств у старших дошкольников (на примере изучения памятных мест г. Омска)
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 18:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание гражданственности и патриотических чувств у старших дошкольников (на примере изучения памятных мест г. Омска)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лукута в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД