Елена Фатеева
Личная концепция патриотического воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остается стремление человека
к добру, любви, свету, красоте, истине».
Натарова В. И.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в интенсивном спаде экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.
Публикация «Личная концепция патриотического воспитания ребенка» размещена в разделах
Что предпринять в данной ситуации? Как сберечь Человека? «Лепить» личность или не вмешиваться… Что в воспитании поставить на первое место: умственное развитие, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое…
Современные жизненные условия (социальная среда, новый жизненный уклад) требуют новых подходов и направленный в осуществлении нравственного воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Воспитание необходимо строить так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений.
Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни страны и положительное отношение к ним. Я считаю, что дошкольник должен пройти эмоциональную школу – «школу воспитания добрых чувств». Нельзя воспитать интеллектуального, нравственного человека без привития ему духовно-нравственных начал, которые впоследствии должны перейти в нравственные привычки, разумные потребности, социальные качества, позволяющие ему комфортно и эффективно существовать в обществе других людей. Это направление видится мне наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Цель, которую я ставлю перед собой – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым; верящим в возможность совершенствования мира и людей; честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Уместно выделить в духовно-нравственном воспитании следующие задачи :
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Приобщать детей к культурному наследию нашей Отчизны.
Мною созданы оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала моих дошколят. В практической деятельности знакомлю с понятиями «Родина» : это место, где родился, где живут и трудятся его родные. В трудные для Родины времена люди всегда вставали на ее защиту, это было их долгом. Долг перед Отечеством – святыня человека. Я считаю, что от нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи. Знакомлю детей с истоками зарождения нашей Родины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни. Формирую у детей целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через взаимодействие с различными сферами бытия и культуры. Даю понятия детям о государственной символике (флаге и гербе России, гимне России, так как это является частью истории и культуры нашей страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение необходимо с дошкольного возраста, в этом я твердо убеждена.
«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» – писал известный русский философ В. В. Зеньковский и я с ним в этом согласна.
Я убеждена, что у детей необходимо формировать чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.
Главным в моей работе по духовно-нравственному развитию дошкольников является принцип приоритетности регионального культурного наследия, что означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям, бережного отношения к природе родного края; приобщения ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания педагога. В процессе нравственного воспитания я стремлюсь развить у своих дошколят гуманные чувства, сформировать этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. Уже с младшего возраста необходимо формировать у ребенка способности к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. Сопереживание должно захватывать глубоко личные сферы духовной жизни каждого ребенка.
Как добиться, чтобы маленький человек делал что-то хорошее не в расчете на похвалу и награду, а из чувства потребности в добре? В чем она заключается – потребность в добре, с чего она начинается?
Я стремлюсь к тому, чтобы мои воспитанники помогали товарищам или другим детям из внутренних побуждений и переживали при этом глубокое чувство удовлетворения. Одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании : учить ребенка делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов и шаблонов. Поэтому самое главное развить в ребенке внутренние силы, благодаря которым человек не может не делать добра.
Я считаю, что подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости – это семья. Атмосфера любви, взаимного внимания, заботы, присущая нормальной семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой правильного духовно-нравственного развития ребенка с малых лет. Из общения с семьями своих воспитанников я выявила, что у родителей есть общие представления о целях и задачах воспитания детей, но мало конкретных знаний о том, какими способами воспитывать у них необходимые умения, навыки, привычки поведения, качества характера и т. п. Хотя в семье и имеются благоприятные условия для нравственного воспитания детей, но они не используются; во многих семьях духовно-нравственному воспитанию уделяют недостаточное внимание. Еще прочно бытует представление: «Вырастет, – начнет понимать», – надеются родители и упускают наиболее благоприятное время для формирования нравственных чувств, навыков и привычек. Уровень семейного воспитания в большей мере зависит от уровня педагогической культуры родителей, важнейшей составной частью которой являются конкретные знания об особенностях ребенка, о содержании и методах его воспитания. Поэтому главная моя задача – педагогическое просвещение родителей: вооружить их знаниями, которые помогут им целенаправленно воздействовать на становление личности ребенка, активно использовать для этого все имеющиеся в семье возможности.
Самое большое счастье для меня – вырастить здоровых и высоконравственных детей, открытых для дружеских взаимоотношений, умеющих сообща играть и трудиться, радовать старших хорошими поступками, интересующихся историей и культурой своего народа, уважающих культурное наследие других народов, способными защитить себя, своих близких, свое Отечество.