Дарья Афонина
Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь - это часто тяжелое бремя,
Светлое детство как праздник мелькнет…
Как бы я рад был с тобой поменяться,
Чтобы, как ты, и резвиться и петь,
Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,
Шумно играть и беспечно глядеть!
С. Я. Надсон
Игра – один из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Отечественный философ, психолог и «великий» педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «…для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства» [3; 32]. Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования - игра является сквозным механизмом развития ребё нка посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие» [5; 13]. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Так же в ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры.
Публикация «Воспитание дружеских взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевую игру можно считать основным видом игры ребенка дошкольного возраста. В такой игре всегда происходит развитие какого-либо сюжета, как, например, в театре. Независимо от того, что делает ребенок: строит замок из песка или мчится на палочке-коне, в его сознании разворачивается некое действие, имеющее определенную историю и предполагаемое будущее. И ребенок в настоящий момент – часть этого сюжета. В этом и заключается сюжетность игры.
А ролевой игра называется потому, что ребенок в игре создает некую новую роль для себя, то есть в игре он отстранен от самого себя. Домик строит не он (Миша, Саша, а Строитель. И на палочке-коне тоже мчится не он, а Всадник. Когда дети играют, они свято верят, что все это реально. Они с пронзительной искренностью и быстротой «вживаются» в жизнь героев, в их внутренний мир, который сами и создают [2;50].
В процессе развития сюжетно-ролевой игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения. В игровой ситуации развивается воображение, формируется новый уровень обобщения и абстракции, создаются условия для произвольного запоминания и припоминания, активно развивается речь дошкольника, возникают более сложные мотивы поведения, чувства, создаются благоприятные условия для развития волевых качеств. Следовательно, сюжетно-ролевая игра обеспечивает развитие как личностной, так и познавательной сферы психической жизни ребенка.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я столкнулась с проблемой дружеских взаимоотношений детей. Из изученных мною технологий решить мою задачу позволяет игровая технология, а именно сюжетно-ролевая игра. Для начала с помощью игр-тренингов я отследила уровень дружеских взаимоотношений в своей группе.
Сюжетно-ролевая игра «Острова»
Цель: развитие эмпатии у детей, воспитание чувства солидарности и взаимопонимания друг к друг.
Ход игры: дети встают в круг лицом друг к другу. Я объясняю правила игры: «Мы живём в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими всё на своём пути. Но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури. Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева - прощение, от невзгод - терпение и трудолюбие. Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (листы бумаги на полу, занять его и придумать ему название. А названием острова станет то качество, которое как вы считаете, может помочь вам в жизни».
В конце игры дети опять становятся в круг, и, передавая «свечу» из рук в руки, передают друг другу пожелания тепла, света, любви, терпения, щедрости.
Сюжетно-ролевая игра «Ковёр мира»
Цель: формировать умения детей разрешать конфликтные ситуаций с помощью мирилок и бесед, обговаривать свои поступки, выяснять причину такого поведения и находить решение проблемы.
Ритуал с применением «Ковра мира» - хорошая стратегия разрешения конфликтов с помощью переговоров и дискуссий. Используя его дети должны мириться, обсуждать кто себя вёл не правильно, как нужно поступить, что бы не было ссоры.
Игра-коммуникация «Пирамида любви»)
Цель: воспитание уважительного, заботливого отношение к миру и людям; развитие коммуникативных возможностей.
Ход игры: дети сидят в кругу. Я говорю : «Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви»из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду из рук). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
По результатам моих наблюдений я решила продолжить работу используя сюжетно-ролевую игру «Поликлиника», так как я считаю, что она наиболее всего способствует формированию дружеских взаимоотношений воспитанников. При проведении данной игры дети выбрали медсестру, терапевта, педиатра, окулиста, отолоринголога, травматолога, обговорили обязанности каждого специалиста. Договорились о том, что на прием к каждому врачу нужно идти с определенной проблемой. Например педиатр лечит только детей, а на прием к нему ребенка ведет родитель (мама или папа). Выяснили, что роль ребенка исполняет другой ребенок. При организации иэтой игры мною было предложено ввести роль работника регистратуры. Для этого потребовалось приготовить талоны на прием к разным специалистам с разными отличительными значками. Эта игра продолжалась несколько дней, специалисты менялись, при этом самостоятельно договариваясь о новых условиях течения игры. Далее я планирую вводить в работу с детьми новые сюжетно-ролевые игры «Косметическая студия», «Автозаправочная станция», «Киностудия».
Я уверена, что подобранные мною сюжетно-ролевые игры развивают дружеские взаимоотношения между детьми, потому что создают условия для самовыражения, умение слышать мнение и желание окружающих, а так же способствуют повышению уверенности в своих силах.
Литература:
1. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник : обучение и развитие. воспитателям и родителям -. Ярославль: Академия развития: Академия и КО: Академия Холдинг, 2001.-256с. : ил. -
2. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. Т. П. Марцинковской. - М. : Гардарики, 2000. - 255 с.
3. Зеньковский В. В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995г, с. 32
4. Пастюк О. В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах. / О. В. Пастюк. - Ростов н/ Д: Феникс, 2009. - 196, [2] с: ил. - (Высшее образование).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.