Лучший педагог года

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике

Любовь
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы

Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона (341, Аристотеля (384-322, Сократа (469-399, римского педагога Квинтилиана (ок. 36-96 гг., в которых упоминается о необходимости развития речи детей и даются некоторые практические советы.

Публикация «Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике» размещена в разделах

Краткие сведения об обучении детей языку первоначально давались в сочинениях по дидактике. Разработка частных (школьных) методик относится к концу XVIII - началу IX в. В этот период был накоплен большой эмпирический материал, который составил основу развития научной методики. Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог гуманист Ян Амос Каменский (1592- 1672, которого называют отцом научной педагогики. В своих многочисленных трудах он выступал как педагог, философ, психолог.

В воспитании высоконравственного человека, человека знаний и труда большое место отводил родному языку как главной основе всеобщего образования.

По Коменскому, язык - излияние света, передаваемого от человека к человеку, с помощью его человек общается с другими людьми. Коменский выдвинул идею образования на родном языке для всех народов призывал сохранять в чистоте, культивировать и прославлять свой родной язык. Изучение родного языка «требует нескольких лет, то есть всего детства вместе с частью отрочества», - писал он в своем труде «Великая дидактика». Только после основательного изучения родного языка предлагал переходить к изучению других языков. Обучение родному языку по Коменскому должно основываться на принципе природосообразности, который предполагает построение всего процесса с учетом природы развития ребенка. (Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев подчеркнул, что Коменский первым в борьбе со средневековой схоластикой поставил проблему изучении природы ребенка, необходимости установления закономерностей его развития).

Природосообразное воспитание направлено на гармоническое развитие всех способностей человека и опирается прежде всего на развитие внешних чувств. Обучение следует начинать не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения над ними. Воспитание высокой культуры живого слова Коменский органически связывал с развитием мышления. Единство мышления и речи есть основа и вместе с тем предмет обучения. Развивать ум следует ранее языка. Писал, что хорошая речь — большое достояние человека, и цитировал древних философов: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

В успехе воспитания первостепенное значение имеет соответствие слова и вещи. В процессе обучения языку прослеживаются ступени чувственного познания: чувственное восприятие, пояснение, упражнение. На третьей ступени хорошо развита память, язык, руки. Свои знания ребенок передает через речь, действия. Эти ступени обучения языку взаимосвязаны и изменяются в зависимости от возраста учащихся.

Ведущей идеей методики обучения Я. А. Коменского является применение наглядности. Усвоение родного языка, как он утверждал, должно начинаться с самого раннего возраста. Эта задача поставлена в его знаменитом труде «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», первом в мире руководстве по дошкольному воспитанию. Развитию речи в нем посвящается целая глава (восьмая). Я. А. Коменский писал, что человеку от природы присущи разум и речь. Этим он отличается от животного. Навык правильной речи должен приобретаться в семье. Упрочить первые навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность матери как первого учителя. Для развития речи необходимо создавать благоприятные условия. Дети должны быть окружены вещами, которые могли бы сравнивать, изучать, а результаты наблюдений отражать в слове. Все предметы и явления должны предъявляться в систематизированном виде. Уже в материнской школе необходимо закладывать основы для понимания вещей и явлений мира природы и реальной действительности через разные виды деятельности (игры с игрушками, элементы ручного труда, Рисование, письмо, развивать общение с взрослыми членами семьи.

Примечательно, что рекомендации по формированию речи Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах — на основе восприятия вещей — обогащению речи, называнию, словом, того, что ребенок видит. Считает необходимым часто ставить перед Детьми вопросы : что это такое? Что ты делаешь? Как это называется? и т. п. Я. А. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики основу риторического действия. В качестве средства развития речи предлагает также использовать ритмические прибаутки стихи обращать внимание детей на различия между простои речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь заучивать стихи использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни’, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом. Большое внимание он уделяет наглядности, последовательности и постепенности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. Названные принципы легли в основу учебных книг по обучению детей латинскому языку : «Мир чувственных вещей в картинках» «Открытая дверь языков» и др.

В основу «Мира в картинках» были положены три глобальные философско-педагогические идеи : познание основано на чувственном опыте в его единстве с практикой и абстрактным мышлением; познание в процессе деятельности познание, направленное на энциклопедическое образование. «Мир в картинках» по своему содержанию представлял своеобразную энциклопедию, которую Коменский предлагал дать в руки дошкольников в семье и на первых шагах обучения в школе. Она содержала краткий обзор всего мира и всего языка, наполнена рисунками, наименованиями и описаниями предметов и явлений. В этом учебнике представлена новая методика обучения азбуке, отличная от традиционного в то время механического усвоения алфавита. «Мир в картинках» начинается так называемой «живой азбукой» или «символическим алфавитом». Буквы представлены наряду с изображением тех живых существ, издаваемый которыми звук обозначается той или иной буквой. Благодаря этой азбуке ребенок быстро вспоминал произношение буквы, запоминал названия предметов, легче переходил к чтению слов. В истории обучения первоначальной грамоте эта азбука сыграла исключительную роль. Она явилась родоначальницей всего последующего развития звукового метода обучения грамоте.

Труды Я А Коменского оказали огромное влияние на развитие теории и практики воспитания, в том числе и родному языку, в разных странах мира. Близкими по содержанию обучения и методическим рекомендациям являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827). Он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род. По мнению И. Г. Песталоцци, обучение должно оказывать развивающий эффект, побуждая детей к самостоятельности мысли. Основной задачей обучения считал развитие природных способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Он проповедовал идею «природосообразного развития и формирования сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Речь рассматривал как средство развития мыслительных способностей.

В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи:

1) обучение звуку, или средству развития органов речи;

2) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами;

3) обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.

В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно излагает методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению. В основе обучения слову лежит принцип наглядности. Природосообразность изучения родного языка, отмечал он, связана со знаниями, приобретенными через чувственное восприятие. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на восприятии сначала предметов, затем картинок.

В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов.

Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности. Песталоцци заложил основы частных методик начального образования. Многое из его педагогического наследия развито другими педагогами. Однако следует иметь в виду, что Песталоцци переоценивал возможности детей, на практике его упражнения нередко носили утомительный, механический, формальный характер.

Идеи И. Г. Песталоцци были прогрессивными и оказали большое влияние на мировую и русскую педагогику.

В первой половине XX в. широкую известность приобрел немецкий педагог Фридрих Фребель (1782— 1852, которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. им было создано учебное заведение в помощь матери, названное «Детский сад». Язык Ф. Фребель рассматривал как откровение духа Божьего.

Задача воспитания — способствовать развитию заложенных в ребенке качеств. Он считал, что язык развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Способность к речи требует своего развития и образования. Дошкольное детство он считал, по преимуществу, ступенью развития способности человеческой речи.

Задачу воспитателя видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать, словом, не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу, к пространству и времени. Слово, по его мнению, как нечто «противоположное внешности должно постоянно наподобие тени следовать за внешним обликом, чтобы способствовать прочному усвоению этого облика внутренним миром, а равно и органами внешних чувств ребенка». Все действия и поступки ребенка следует связывать со словом. Каждый предмет приобретает смысл для ребенка только благодаря слову. Интерес и сегодня представляют советы родителям и педагогам об использовании рисования в развитии речи детей. Слово и рисунок, по его мнению, нераздельно принадлежат друг другу: «. рисование как вполне творческая деятельность человека должно проходить через сознание, должно сопровождаться сознаванием. Но то и другое, в свою очередь, имеет начало в языке и исходит от слова; рисование должно связываться с указывающим (объясняющим) и доказывающим (пробуждающим сознание) словом».

Развитие речи тесно связывал с наблюдением и игрой: «Игра и разговор — вот та стихия, в которой живет ребенок». В книге «Воспитание человека» содержится много примеров разговоров матери с маленьким ребенком, в которых она знакомит его с окружающими предметами, их свойствами, с переменой состояния вешей, с предметами в их движении (птичка чирикает, летает, собачка лает, игровых упражнений с предметами, в которых дети учатся группировать и пересчитывать их.

Ф. Фребель высоко ценил игры с мячом, сопровождающиеся словом, песней, рассказом. Широко известны описанные им в книге «Детский сад» занятия и игры с дидактическим материалом, так называемыми дарами (мяч, шар, кубик, разделенный на части, подвижные игры, которые способствовали накоплению содержания речи. Вместе с тем эти занятия отличались необычайным дидактизмом, чрезвычайной регламентацией, сухостью, однообразием. У педантичных педагогов они превращались в дрессировку.

Представители прогрессивной русской педагогики П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Конради, Е. И. Тихеева критически относились к системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого народного языка.

Однако, по мнению К. Д. Ушинского, отдельные занятия и игры в руках творческих педагогов могут быть использованы без переделки.

Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870— 1952, итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, она считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка.

Развитие речи по Монтессори проходит несколько стадий. В начале первого года жизни ребенок воспринимает речь, реагирует на голос, в возрасте четырех месяцев внимательно наблюдает за движением губ говорящего, а около полугода начинает лепетать первые слоги. Говорение ребенка начинается, по ее мнению, тогда, когда слово воспринимается и ассоциируется с предметом, который оно представляет. Затем речь продолжает совершенствоваться по мере того, как слух улавливает все более сложные звуки слов. Это первая стадия устной речи. «Развитие членораздельной речи совершенствуется в период между двумя и семью годами; это возраст восприятий, в котором внимание ребенка самопроизвольно направляется на внешние предметы, а память отличается особенной цепкостью Это также возраст подвижности, в котором все психомоторные пути становятся легко проходимыми и складываются мускульные механизмы («Речь у детей»). Развитие речи включает упражнения в номенклатуре, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) состоит прежде всего в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.).

Упражнения, предлагаемые Монтессори, включали в себя:

1) сенсорное восприятие предмета и его признаков;

2) распознавание предмета по названию;

3) запоминание названий предмета.

На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Развитие речи детей в Монтессори-группах осуществляется в упражнениях с сенсорными и математическими материалами в процессе совместной деятельности, в «беседах в кругу», в которых обсуждают разные темы (природа быт- праздники и др., в «играх в кругу» разыгрывают различные ситуации.

Отечественные педагоги оценивали метод М. Монтессори неоднозначно. В России его пропагандировала в начале XXI в. Ю. И. Фаусек.

Е. И. Тихеева, посетившая в 1913 г. дома ребенка в Италии, весьма критически относилась к этому методу за его дидактизм, формализм, отсутствие внимания к родному языку, к роли языка как средства социального воспитания, к влиянию речи окружающих. Метод развития речи почтой системе Тихеева считала искусственным, далеким от интересов детей. Она противопоставила ему метод воспитания, развития речи и мышления на естественном материале, на ознакомлении с природой и окружающей жизни. Мнение такого образованного педагога, как Е. И. Тихеева, хорошо знакомой со всеми системами дошкольного воспитания тех лет, будет несомненно полезно при адаптации метода Монтессори в России.

Источник: Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактическая игра для развития речи детей «Определи слово» Авторская дидактическая игра для развития речи детей :"Определи слово". Цель: учить детей различать близкие по звучанию слова; развивать.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Сценарий досуга по музейной педагогике для детей старшего дошкольного возраста «Музей кукол. От прошлого в будущее» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути»Дидактическое пособие для развития речи и развития моторики рук «Закрути-раскрути» Как известно по утверждению Сухомлинского В. А., "ум ребенка находится на кончиках его пальцев", а с другой стороны, речевое развитие - показатель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Тренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 летТренажёр для развития связной речи «Волшебные окошки» для детей 5–7 лет Для работы с тренажёром используются картинки из книг-виммельбухов. Виммельбухи родом из Германии. В переводе с немецкого языка «виммельбух».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 22:02
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике» (включая файлы) размещена пользователем Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД