Кристина Ивакина
Шесть групп вопросов к тексту художественного произведения, которые доступны детям дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Шесть групп вопросов к тексту художественного произведения, которые доступны детям дошкольного возраста
- вопросы, направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чем этот рассказ (сказка?», «Почему автор так назвал свой рассказ?», «Какое главное событие рассказа (сказки?» Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько дети поняли содержание произведения;
Публикация «Шесть групп вопросов к тексту художественного произведения, которые доступны детям дошкольного возраста» размещена в разделах
- вопросы на воспроизведение содержания. Например, после чтения сказки «Теремок» детям можно задать вопросы: «Кто первый прибежал к теремку?», «Кто потом прискакал к теремку?» и т. д. Отвечая на эти вопросы, дети вспоминают описанные в сказке факты в их последовательности, образы персонажей (мышки- норушки, лягушки-квакушки и др.). Называя персонажей сказки, их действия, дети усваивают ее содержание;
- вопросы, связанные с образом героя:
1. вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою: «Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравился? Почему?»;
2. вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков: «За что все так любили дядю Степу?» («Дядя Степа» С. Михалкова, «Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?» («Косточка» Л. Н. Толстого). Подобные вопросы заставляют детей размышлять о причинах и следствиях поступков, замечать логическую закономерность событий;
3. вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние: «Почему ему было страшно, «Почему им было весело?»;
4. вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем они различаются?»;
5. вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя: «Каким ты его себе представляешь?»;
6. вопросы на сравнение поведения, характера героя со знакомыми детям явлениями жизни: «А вы встречали кого-нибудь, похожего на Фому?» (стихотворение С. Михалкова «Про упрямого Фому»);
- вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий: «Чтобы вы сделали на месте. ?», «Что бы вы посоветовали. ?» Однако злоупотреблять такими вопросами нельзя. Иначе легко перейти ту грань, когда ненавязчивые аналогии могут превратиться в назидательный «урок», разрушающий эстетическую целостность произведения;
- вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности: «Как автор описывает. ?», «С чем автор сравнивает. ?» и «Какие слова вам показались интересными (волшебными?» и т. д. Эти вопросы способствуют повышению интереса детей к наблюдению над языком, над его образным строем;
- вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам прочитала (рассказала, рассказ или сказку?», «Почему вы так думаете?», «Как начинается сказка, как заканчивается?», «Какие повторы вы заметили?» и т. д.
Восприятие иллюстрации
Для детей младшего д о ш к о л ь н о г о возраста важно узнавать в рисунке изображенные предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомым предметом и назвать его (что это? как называется? покажи, где кто (что). После того как предмет назван, ставится ряд вопросов, относящихся к характеристике данного предмета (какого цвета, формы, величины? что делает или что собирается делать тот, кто изображен? как одет? как украшена одежда? где происходит действие, когда).
Детям среднего д о шк ол ьн ог о возраста можно предложить угадать, к какому произведению нарисована иллюстрация. Внимание детей следует обращать на характеристику персонажей, на их позы, жесты, выражение лица, постановку фигур («Как можно узнать, что он сидит, бежит?», «Как ты догадался, что у него хорошее (плохое) настроение?»).
В этом возрасте внимание детей уже направляется на средства выразительности. Например, рассматривая иллюстрации В. Лебе- дева к сказке Л. Н. Толстого «Три медведя», можно обратить внимание на «сказочность» медвежьей комнаты, на необычность кроватей, стульев, чашек. Целесообразно показывать детям иллюстрации двух художников к одному и тому же произведению. В старшем до шк ол ьн ом в о з р а с т е дети уже способны оценивать иллюстрации, отвечать на вопросы: «Понравилась или не понравилась иллюстрация? Почему?» Их оценка становится более обоснованной. При показе цветных иллюстраций следует подводить детей к восприятию цвета как средства передачи определенного настроения.