Ольга Седова
Вопросы формирования социального опыта детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Раскрыт механизм социализации. В статье обращается внимание на тот факт, что накопление ребенком необходимого социального опыта происходит самостоятельно и под руководством взрослых. Работа основана на изучении имеющейся отечественной литературы и наблюдения собственного опыта.
Публикация «Вопросы формирования социального опыта детей дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
Ключевые слова: социальный опыт, механизм накопления социального опыта, старший дошкольный возраст, условия социализации, дошкольная образовательная организация.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн) младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой[1, с. 23].
Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Задача взрослых помочь маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. Процесс социализации ребенка -дошкольника протекает наиболее полно при следующих условиях:
- благоприятная социальная ситуация развития;
- посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром[3,с. 9].
В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития детей. Это направление работы реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Социальный опыт ребенка – это «всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром». Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Исключительно важное место в формировании социального опыта ребенка занимает дошкольное образование. На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОО? Важнейшей основой полноценного социального опыта ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.
Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность.
• Игровая деятельность — дает ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат[6,с. 19].
• Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная деятельность (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Двигательная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, повышает двигательную активность.
• Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением. [2, с. 105]
Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка дошкольного возраста складывается вокруг знания о том, «как делать» : как есть ложкой, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как слушать сказку, как рисовать и так далее. В этом содержательном наборе социального опыта ребенок нуждается сразу после рождения и в течение всей жизни, опыт с годами расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми.
Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт» как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх. В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Рассмотрим некоторые методы, которые служат накоплению детьми социального опыта.
1. Педагогическое требование: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, или облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает, как указание действовать именно так.
2. Упражнение. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится, не только читать, писать, играть в мяч, мастерить из дерева или ткани, но и застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены, этикета, уличного движения, сдерживать себя в споре, планировать свое время и бороться с желанием взять чужое. Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки.
3. Поручение - один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей.
Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей». Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», то есть попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.
4. Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта.
5. Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.
Формирование социального опыта детей осуществляется в ходе их игровой деятельности как ведущей деятельности. Особую роль в этом процессе играет сюжетно-ролевая игра.
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. В системе взаимоотношений «родители - ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе типа и стиля воспитательного воздействия в семье.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития. Задача взрослых — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.
Таким образом, процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Лидия Ильинична. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др. ] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и № 2002 "Дошк. воспитание" / [ Написано: В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохиным, Т. А. Ильиной и др. ] ; Под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 1978. - 416 с.
3. Козлова, Светлана Акимовна. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. - Москва : Academia, 2012. - 156 с.
4. Михайленко, Нинель Яковлевна. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Изд. 3-е, испр. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 91, [3] с.
5. Психология и педагогика игры дошкольника : (Материалы Симпозиума) / Ин-т дошкольного воспитания АПН РСФСР ; Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - Москва : Просвещение, 1966. - 351 с.
6. Усова, Александра Платоновна. Игра - форма организации жизни и деятельности детей / А. П. Усова // Дошкольное воспитание : ежемесячный научно-методический журнал / Ред. Т. И. Гризик. – №1.- 2016. – С. 19-22.