Светлана Птица
Конспект занятия «Волшебные сказки»
Цель: способствовать формированию представлений у детей об обобщающих понятиях «Семья».
Задачи:
- закреплять представления детей о семье, родственных отношениях в семье.
уточнять представления детей о геометрических фигурах, закреплять умение объединять геометрические фигуры по двумпризнакам: форма, цвет. Закреплять умение находить объекты в ближайшем окружении по словесной инструкции педагога; закреплять навыки счета: называть числительные по порядку.
- продолжать развивать диалогическую речь; обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученныевпечатления в речи.
Публикация «Конспект занятия „Волшебные сказки“» размещена в разделах
- продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений, воспитывать чувство сопереживания,взаимопомощи к окружающим к ним людям.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативноеразвитие».
Виды детской деятельности: речевая, познавательная, двигательная, социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Материалы и оборудование: печь (демонстрационная, противень, пирожки печенные, яблоня, яблоки (муляжи 8шт, свежие поколичеству детей, корзина, разрезные картинки разной геометрической формы для игры «Собери картинку», сюжетное оформление «Речка», сюжетное оформление «Дом»; дорожки разной ширины; музыкальный центр, аудиозапись.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», просмотр мультфильмов, рисование «Любимые сказки»,просмотр семейного альбома, иллюстраций сказочных сюжетов.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
(Дети располагаются полукругом возле воспитателя)
Воспитатель. Дети! Сегодня к нам пришло много гостей, а давайте подарим нашим гостям волшебное слово «Здравствуйте». Теперь улыбнемся и подарим всем радостное настроение.
-Ребята, а вы любите сказки?
Дети. Да!
Воспитатель.
Представляете ребята,
Я видела чудо сегодня во сне:
Герои всех сказок явились ко мне!
Как будто Мальвина и скромный Пьеро,
Яга и Кощей – все творили добро!
Семь гномов волшебных, и славный Иван
Спасают Царевну из западных стран.
Лиса, Вини - Пух и Конек-Горбунок
Танцуют все вместе, пекут вкусный пирог!
И просит Емеля, лежа на печи:
Ты книжку открой, и все сказки прочти!
Воспитатель. Как вы думаете, о чем я видела сон?
Воспитатель. А хотите вы оказаться в сказке и помочь сказочным героям?
Воспитатель. Как вы думаете, как мы можем им помочь?
Воспитатель. Вспомните, а какими словами чаще всего начинаются сказки?
Воспитатель. Конечно, ребята, и как только произносятся эти слова, мы с вами окажемся в удивительном мире сказок, где животные умеют разговаривать, а предметы помогают главным героям совершать добрые поступки. Сказка учит добру, быть честными и справедливыми, сильными и смелыми.
Сейчас мы вместе скажем волшебные и таинственные слова «Жили-были…», и может быть, попадем в какую-нибудь сказку.
В сказке может все случиться
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится
Скажем гостье, заходи!
Часть 1 – 3 мин.
Дети. О сказках.
Дети. Хотим.
Дети. Можем выручить из беды
Дети. «В некотором царстве…», «Жили – были…» и т. д.
2 этап: способствуем вспомнить планированию детьми их деятельности
содержатся Содержание беседы
Обратная связь оказывается на высказывание детей/примечание
(воспитатель предлагает детям выяснить, что случилось, побуждает детей вести диалог со сказочным персонажем)
Девочка. – Меня зовут Машенька. Батюшка с матушкой уехали на базар, а мне строго – настрого наказали смотреть за братцем Ванюшей, я посадила его на травку, сама с подружками заигралась, налетели тут гуси-лебеди, подхватили, да унесли моего братца Ванечку (плачет).
Воспитатель. Ребята, вспомните, из какой сказки эта героиня, кем ей приходится Иванушка, что с ним произошло.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, когда вернутся родители и увидят, что нет Ванюши, что они будут чувствовать? Как мы должны поступить, чтобы Иванушка оказался дома? (побуждать детей к сопереживанию героям сказки)
Воспитатель. Машенька не волнуйся, мы тебе поможем, ты только укажи, в какую сторону гуси-лебеди полетели.
Дети: сказка «Гуси-лебеди», Иванушка – братец Машеньки.
Дети. Предлагают найти Иванушку, успокаивают девочку и предлагают свою помощь.
(девочка указывает дорогу, дает детям схему движения. Дети закрепляют ориентировку в пространстве)
Дети и воспитатель отправляются в путь, встречают печь и просят у нее помощи.
(Воспитатель побуждает детей вести диалог с печью)
Печь (ребенок) отвечает детям: помогу я вам ребятушки, но сначала и вы мне помогите, пирожки соберите (слепите, да в печь их посадите.
Воспитатель. Посмотрите на столах лежат разного цвета геометрические фигуры. Вы должны выбрать по 4 одинаковой фигуре и сложить так, чтобы получилась целая картинка (пирожок).
Справившись с заданием, воспитатель выкладывает «пироги» на большой противень и ставит в печь.
Печь. Спасибо, вам, ребята за помощь. Чтобы вернуть братца Иванушку, идите вперед по узкой тропинке, она вас и выведет туда, куда гуси-лебеди полетели.
Воспитатель. Ребята, вы слышали какую тропинку нам надо выбрать?
Воспитатель. Я пойду вперед, ведь неизвестно, что там впереди, а вы идите за мной. (Ходьба по тропинке).
Физминутка
Мы снова с вами ходим по стране,
Которой нет на глобусе,
На карту не нанесена
Но точно знаем, есть она
Страна «Волшебных сказок»
Часть 2 – 3 мин.
(по тропинке дети подходят к яблоньке) Дети. Здравствуй, матушка-печь! Подскажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Дети. Узкую, а не широкую.
Воспитатель. Ребята, тропинка кончилась, куда дальше идти? Как вы думаете, к кому мы можем обратиться за помощью?
Воспитатель. Не забудьте, что нужно поздороваться и вежливо обратится к яблоньке.
Яблоня (ребенок). Помогу я вам, ребятушки, да и вы помогите мне, пожалуйста. Тяжелы мои ветки, посмотрите, сколько яблок весит на мне. Созрели яблочки наливные, ароматные. Соберите урожай в корзину.
Воспитатель. Ребята нам нужно собрать яблоки и посчитать, сколько всего яблок созрело на яблоне. Присядьте, ребята на полянке. Маша ты будешь срывать яблочки, а вы ребята их считайте.
Яблоня. Спасибо вам, ребята, веточкам моим легче стало. А гусей-лебедей найдете, если по тропинке пойдете, на которой встречается цветок, грибок и елочка.
Воспитатель. Повторите, пожалуйста, по какой дорожке нам нужно идти?
Воспитатель. Река на пути, куда нам дальше идти? Давайте у речки спросим?
Речка (ребенок). Упал в меня камень, мешает молоку дальше течь. Сдвиньте его в сторону – тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.
Речка. Спасибо вам, ребята, за помощь. А гусей-лебедей найдете, если по камешкам пойдете.
Физминутка: перепрыгивание через речку, ходьба по камешкам.
Часть 5 – 6 мин. Дети. Яблонька нам поможет.
Дети. Здравствуй, яблонька! Подскажи, куда гуси-лебеди полетели? Унесли они Ванюшу, тоскует семья без него.
(уточнить сколько всего яблок собрали – индивидуальные ответы)
(Дети по описанию выбирают дорогу)
Дети. Молочная река – кисельные берега, подскажите нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Дети убирают «камни» с речки, считают сколько их было.
3 этап: способствуем содержится реализации детского замысла
хлопки Содержание способствуем
Обратная связь виды на высказывание детей/примечание
Воспитатель и дети подходят к избушке.
Воспитатель. Ребята кто живет в лесной избушке? Кто послал гусей-лебедей за Иванушкой?
Из избушки выходит Баба Яга.
Баба Яга: Чую, человеческим духом пахнет. Кто такие? Зачем пришли? Зачем пожаловали?
(Воспитатель побуждает детей ласково обратиться с просьбой к Бабе-Яге, вести диалог)
Баба Яга. Ванечку отдать вам? А почему это я должна отдавать его, он мне самой нужен!
Воспитатель. Ребята, давайте объясним
Бабе-Яге, почему нужно вернуть Иванушку в семью, родителям. Что чувствуют родители, когда нет рядом ребенка? А сестрица Машенька? А сам Иванушка без семьи будет жить.? (воспитатель выслушивает ответы детей)
Баба-Яга. Семья, семья, а что такое семья?
Воспитатель. Ребята, подскажем Бабе-Яге, что такое семья, а пальчики нам помогут.
Пальчиковая игра «Моя семья»
Дома дружная семья:
Это – мама, пригибать (пальцы, начиная с безымянного,
Это – я (затем мизинец,
Это - Бабушка моя (указательный,
Это – папа (средний)
Это – дед (большой)
И у нас разлада нет.
Баба-Яга. А я одна-одинешенька живу в лесу, никто доброго слова не скажет (плачет)
Воспитатель. И то верно, ребята, живет бабушка одна в лесу, никто в гости не придет, никто не пожалеет, а ведь ей так хочется тепла, любви. Пожалеем бабушку, ласковое слово скажем ей? Как мы ласково назовем бабу? (побуждает детей к сочувствию)
Воспитатель. У меня идея, а давайте мы, Бабу-Ягу пригласим в гости, в детский сад. Ведь мы живем дружно, весело, как в одной большой семье.
Баба Яга (радостно). Спасибо, вам детки. Теперь и у меня будет семья. Я к вам буду ходить в гости, и вы ко мне приходите. Ванюшу я вам отдам, пусть домой идет, в семью возвращается. Ведь его там любят и ждут. (возвращает мальчика Иванушку).
Баба Яга. Спасибо, касатики, пойду собираться!
Воспитатель. Спасибо скажем Бабе Яге. Нам пора прощаться, Машенька уже заждалась.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Возвращаясь из сказки по той же дороге, дети и воспитатель подводят итог (1 мин.)
Ребята, вам понравилось путешествие по сказке?
Без чьей помощи мы бы не нашли Иванушку?
Какие препятствия нам пришлось преодолевать?
Что для вас показалось трудным?
Как вы думаете, почему Баба Яга злая?
А вы бы еще хотели взять на себя роли сказочных героев и показать другую сказку?
Песня. «Пусть песня эта говорит, что трудно нам без сказок жить».
В сказке мы с вами побывали. А теперь детвора нам прощаться с гостями пора. Спасибо всем за внимание, а ребятам за старание. А нас ребята ждет чаепитие с вкусными пирожками с яблоками.