Ольга Медведева
Презентация пособия «Волшебные кольца Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 76 «Звёздный»
Медведева Ольга Валентиновна
«Волшебные круги (или кольца) Луллия»
Познавательно-речевое развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных и речевых способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных направлений дошкольного образования.
Публикация «Презентация пособия „Волшебные кольца Луллия“» размещена в разделах
В 18 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи.
Кольца (круги) Луллия прочно заняли свое место в педагогике и в наше время. Они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Такой методический прием, как кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения, логического мышления, произвольного внимания и совершенствования грамматической стороны речи.
Кольца Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно предполагает самостоятельный выбор ребенком темы, учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Эта способность является ключом к становлению творческого мышления и развитию интеллекта.
«Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Кольца Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги.
Конструкция данного пособия очень проста :
• На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра.
• Сверху устанавливают стрелку.
• Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 года целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6 лет используют два - три круга (4-6 секторов на каждом). Дети 6-7-летнего возраста вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
• На них располагаются картинки (рисунки, слова, цифры, предметы окружающего мира).
• Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты. Вариантов игр множество. Все зависит от возраста, поставленных задач, пройденного детьми материала.
Основная цель: развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения.
Задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать моторику и координацию движений рук.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
2. На развитие воображения, фантазии и творчества.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на 3 типа:
1. Подбор соответствия.
2. С элементами случайности в установке колец.
3. Игры на развитие творческого воображения.
Пример:
Рассмотрите пособие. Попробуйте покрутить кольца и стрелку
1. Задание:
Попробуйте найти реальное сочетание под стрелкой и объединить картинки, формирующие реальную картину мира.
Затем, составьте предложение, объединяющее в себе все эти объекты.
2. Задание:
«Придумай небылицу, фантастическую историю». В этом задании объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать».
3. Задание: «Реши проблему». «Что можно с этим сделать», «Варианты развития событий». Например, квадрат и яблоко (квадратные яблоки удобнее было бы укладывать в ящик)
Например, иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказки «Федорино горе». «Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»
БЕРЕЗА – БОЛОТО - АПЕЛЬСИН
В результате работы с кругами Луллия у дошкольников :
- систематизируются знания об окружающем мире;
- о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);
- формируются элементарные математические представления;
- развивается творческое воображение и мышление;
- обогащается словарный запас;
- формируется умение свободно высказывать свои мысли;
- появляется переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;
- вырабатывается формулировка и решение проблемы.
Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
ТРИЗ – методология «Круги Луллия», как и многие другие инновационные технологии и методические приемы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества)