Людмила Кузнецова
Опыт работы «Волонтерское движение в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Объявленный год добровольца и волонтера способствовало развитию добровольческого движения в нашем детском саду. С 2018 года педагоги реализуют технологию эффективной социализации Н. П. Гришаевой,
«Дети- волонтеры», которая предполагает работу в команде, общение между детьми разного возраста, оказание помощи младшим дошкольникам.
Хотели бы поделиться своим опытом работы в этом направление.
Как все начиналось
Публикация «Опыт работы „Волонтерское движение в ДОУ“» размещена в разделах
Для разработки механизма внедрения технологии «Дети волонтеры» - была проведена предварительная работа :
С педагогами (консультации семинары, составлены планы работы, а также
с родителями :
анкетирование,
родительские собрания,
консультации:
Проведя подготовительную работу, заручившись поддержкой родителей, объединили активных, творческих педагогов и детей для участия в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
Для организации волонтерского движения в работе с детьми в условиях детского сада мы выделили 4 этапа:
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе проводилась работа с детьми - знакомство детей с с волонтёрской деятельностью через беседы, чтение худ., литературы,просмотр видео-презентаций
2 этап- Формирование волонтерского отряда.
Для вступления в ряды волонтеров детям предложили самостоятельно решить, хотят ли они стать волонтерами, готовы ли они совершать добрые дела и записаться в отряд волонтеров.
По инициативе детей свой отряд мы назвали «Добрые сердца», потому что только добрые сердца могут прийти на помощь тем, кому она нужна.
Совместно с родителями провели подготовку различных атрибутов для работы отряда (эмблема, галстуки, участникам завели книжки волонтера, где отмечались их участие в акциях и мероприятиях
и дети были посвящены в волонтеры.
Дети приняли активное участие в обсуждении - кто в детском саду нуждается в помощи и составили карту волонтерского движения.
Волонтёрское движение ребята приняли с большим интересом и активно участвовали в различных акциях.
Ребята сами определяли для себя те формы работы, которыми они хотели бы заниматься. Кому-то нравилось проведение массовых мероприятий (акции, кому-то по душе выступления на сцене,участие в праздниках, или помощь малышам.
При планировании работы, учитывалось: возраст, возможности детей, им должна быть понятна цель (смысл) и конечный результат (польза). Мероприятия были не только увлекательные для детей, но и несли информативный характер, чтобы после окончания мероприятия ребенок освоил для себя что-то новое, на простых примерах научился и понял, что означает слово помощь.
3 этап Практический. Проведение акций и мероприятий.
При составлении карты волонтерского движения вместе с детьми мы выделили следующие направления деятельности :
1. Экологическое направление: внего вошли акции которые мы проводим традиционно
Акция «Покормите птиц зимой». Проходит 12 ноября «Синичкин день» вывешиваются кормушки и в течение зимы дети подкармливают птиц.
Акция «Помоги животным».20 октября - День помощи животным. Дошкольники помогают бездомным животным совместно с родителями собирают корм для кошек и собак.
Акция «Цветущий детский сад» весной с родителями высаживают цветы, кустарники.
Акция «Сдай макулатуру - спаси дерево!» в детском саду проходит 2 раза в год, волонтерский отряд активно участвует в акции по сбору макулатуры и спасли не одно дерево на планете.
Следущее направление : Участие в социальных акциях.
Дети – волонтеры принимают активное участие в социально значимых акциях патриотической направленности : «Окна Победы»,
«День России», «Бессмертный полк».
Были активными участниками марафона рисунков для олимпийцев Всероссийской Акции «Знаем. Любим. Поддерживаем».
Ежегодно совместно с педагогами и родителями посещают военно-патриотический центр «Набат».
Также принимают участие в Акциях направленные на безопасное поведение на дороге: «Селфи безопасность», «Засветись» «Я соблюдаю ПДД а ты? «Возьми ребенка за руку».
Участвуя в социальных акциях, дети не только запоминают правила поведения в окружающем мире, но и накапливают разнообразный практический социальный опыт.
Еще одно направление - Помощь малышам.
Волонтеры посещают группы младшего возраста, принимают участие в акциях ориентированные на помощь другим людям:
Акция «Научи малышей играть».
Акция «Покажи детям сказку»
Акция «Неделя добра», «Марафон добрый дел», Поведение «Мастер-класса» ,«Подарки от друзей».
Оказывая помощь младшим, у воспитанников возникает ощущение «взрослости», повышается уверенность в себе. Каждый получает внутреннее удовольствие от своей работы.
Интересно, то что, никто из детей не считает, что их деятельность - тяжёлый труд, не ждут никакого вознаграждения, наоборот, деятельность поставлена так, что возможность чему- либо научить малышей, надо показать свои знания, заслужить своим ответственным поведением, хорошими поступками.
следующее направление -Экскурсионная деятельность.
Волонтерский отряд участвуют в экскурсионной деятельности и проводят обучающие экскурсии не только для детей младших групп, но и для своих сверстников, родителей, сотрудников по развивающим центрам детского сада:
Центр ПДД.
Центр бизибордов - учат малышей сенсорным играм
«Семейная библиотека» -где знакомят младших воспитанников с правилами посещения библиотеки.
Музей Город мастеров – знакомят с народным искусством.
Центр творчества студии «Акварелька»-
Центр патриотического воспитания
4 этап. Подведение итогов.
Каждый год завершается проведением торжественного мероприятия: чествование достижений добровольцев, вручение дипломов, и привлечения в волонтерский отряд новых участников. Ежегодно те дети, которые уходят в школу передают эстафету своих дел новым участникам отряда волонтеров.
Волонтерское движение – гарантия того, что наши дети вырастут неравнодушными, самостоятельными, инициативными, готовыми на бескорыстную помощь ближнему, и мы на примере нашего детского сада вам это показали.