Ольга Швец
Вокально-хоровые навыки и методы вокального обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Навык- это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
Певческая установка. Под термином певческая установка понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию.
Певческая установка состоит из многих внешних приёмов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют петь стоя или сидеть прямо, но не напряжённо, не сутулясь, подтянуто. Прямое и собранное положение корпуса.
Равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развёрнутая грудь, голова держится прямо, не напряжённо,- считается правильным положением корпуса.
Темочки:
При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет движение. Рот в пении служит «раструбом» посредством, которого вокальный звук получает своё направление. Поэтому основное положение рта должно быть широким и открытым.
Большинство начальных упражнений для развития певческой установки (особенно с младшими детьми) направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата.
Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смещений грудного и брюшного дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Грудобрюшное дыхание предусматривает при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней её части с одновременным снижением купола диафрагмы, сопровождаемым расширением передней стенки живота. При формировании у детей правильных навыков дыхания необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, так называемого ключичного дыхания.
Дыхание обычно рассматривают в трё х его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться без шумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без всякого намёка на насильственное «выталкивание» взятого в лёгкие воздуха.
Не стоит переполнять грудную клетку воздухом. В работе с хоровым коллективом уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный аромат цветка, а выдох так. Как чтобы пламя свечи, расположенной у рта не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание.
Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, лёгкое дыхание способствует достижению красивого, лёгкого звука.
Жёсткое, напряжённое дыхание рождает жёсткий и напряжённый звук. Нельзя усиливать напор воздушного столба. Это приводит к резкости и крикливости, а также становится причиной завышения звука.
При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть лёгким, но очень активным.
В хоровом пении одновременность дыхания - основа одновременности атаки звука и вступления. Столь же необходимо единообразие в подаче дыхания, его объёме.
Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в мелодии моменты.
В тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса, применяется цепное дыхание.
Основные рекомендации при применении цепного дыхания:
• Не делать вдох одновременно с рядом стоящим;
• Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
• Брать дыхание быстро и незаметно;
• Вливаться в общее звучание без акцента, с мягкой атакой (началом) звука, интонационно точно;
• Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию;
• Звук при атаке осуществляется интонационно точно, без глиссандо.
Принцип воспитывающего обучения пения очень важен, его цель всестороннее развитие личности.
Гигиена и охрана детского голоса
Развитие детского голоса зависит от того, насколько правильно певец пользуется им. В связи с этим необходимо помнить об основных принципах, нарушающих нормальную работу голосовых органов. Нередко многие дети поют в несвойственной их голосу тесситуре: высокой или низкой.
Обладатели высоких голосов подлаживаются под низкие и поют произведения для этих голосов. Бывает и наоборот.
Очень часто начинающие певцы, пытаясь увеличить свой диапазон, самостоятельно упражняются на верхних нотах, не умея этим пользоваться.
Во время пения в активную работу вовлекаются все органы, участвующие в голосообразовании. На них ложится нервно-мышечная нагрузка. Положение усугубляется тем, что на первых порах ещё нет чёткой согласованности в работе отдельных органов.
Недостаточная или чрезмерная активность одних органов может повлечь перенапряжение или нарушение в работе других органов.
Так, к примеру, бывает при отсутствии опоры дыхания, когда нарушается нормальная работа мышц гортани и, в частности, голосовых складок, они перенапрягаются, и наступает утомление.
Быстрая утомляемость свойственна начинающим певцам.
Поэтому режим занятий с ними не должен строиться с учётом этой особенности.
Первые индивидуальные занятия не должны превышать 20 минут с небольшим перерывом после 5- 10 минут пения. Природная выносливость у разных людей различна, и в каждом случае надо подходить индивидуально.
Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Общее состояние здоровья иногда определяет возможность занятий пением. При всех хронических заболеваниях, вызывающих общую слабость, недомогание и вялость, занятия пением не будут результативными. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении.
Таким образом, успешная работа и точность воспроизведения звуков при пении возможна при согласовании музыкального слуха и голоса, и охране детского голоса.
Работа по развитию певческого голоса детей младшего школьного возраста с помощью вокальных упражнений
Одна из основных задач учителя музыки- поиск такой формы работы с детьми, которая обеспечивала бы высокую результативность репетиционного процесса и позволяла бы сохранять устойчивое внимание и интерес детей к пению.
1. В упражнениях я использую три важных компонента: зрительный, слуховой и двигательный. Вот, например, ручные знаки: сжатый кулачок- поётся «раз»- это первая ступень лада, кисть вверх по диагонали- «два»- это вторая ступень лада, рука ладонью по горизонтали- «три»- это третья ступень лада и т. д.
2. Дыхательная гимнастика
За продолжительную работу с детьми мной собран большой материал по тренировке дыхания. В своей практике я использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой и артикуляционную гимнастику В. В. Емельянова, как оздоровительное средство.
Парадоксальное дыхание- это сознательно проводимая серия мощных вдохов на сжатых долях лёгких. Такие мощные вдохи должны чередоваться с абсолютно пассивным выдохом. Активный вдох проводится всегда эмоционально и резко. Выдох – сам собой.
Такая гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и в целом благотворно действует на весь организм:
• Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• Улучшает дренажную функцию бронхов;
• Устраняет некоторые изменения в бронхолегочной системе;
• Способствует рассасыванию воспалительных образований;
• Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровообращении;
• Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет вест аппарат кровообращения;
• Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.
Такая гимнастика показана всем детям и подросткам как метод профилактики.
3. Звуковая гимнастика и самомассаж активных точек
Используется для воспитания не только речевого голоса, но и певческого. Это отличное средство для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей и других органов.
Снимает напряжение артикуляционной и мимической мускулатуры.
Необходимо массировать точки с подключением «звуковой волны». Звучание должно быть на звонких щелевых-«Ж», «З», «В» и в сонорных «М», «Н», «Л», «Р». Полезно проводить массаж до репетиции или выступления и дома по утрам.
4. Артикуляционая гимнастика
• Покусайте кончик языка, повторите это 4-8 раз, пока не почувствуете что активизировалась работа слюноотделения.
• «Шинковать язык», т. е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. 4-8 раз
• Пожевать язык попеременно на одной и на другой стороне рта.
• Пощёлкать языком, меняя размеры и конфигурацию рта.
• Попротыкать языком верхнюю губу, нижнюю губу, щёки. Упражнение «Иголочка». Повторить несколько раз.
• Провести языком между дёснами и губами. Упражнение «Щёточка», как бы чистим языком зубы.
• Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края к другому, потом верхнюю.
• Выворачиваем губу. Придавая лицу обиженный вид.
• Вытягиваем губы трубочкой вперёд, рисуем губами круг и квадрат.
• Без скольжения пальцев по коже продавливаем круговыми движениями пальцев всё лицо.
• Проводим массаж лицевой мускулатуры. Постукивая кончиками пальцев по лицу. Чтобы было слышно и было больно.
• Поставить указательные пальцы под глазами на мышцы щёк и ощутить, что эти мышцы двигаются.
В методике В. В. Емельянова по которой я работаю, существуют свои условные обозначения, такие как, ххх- шумовой режим работы голосовых связок (скрип, шорох- «штро-бас»).
5. Начальные игровые упражнения вызывают у детей интерес к занятиям.
6. Упражнение «Бронтозавр».
Можно улучшить качество звука в музыкальных произведениях, используя отдельные фонопедические приемы прямо на произведениях после освоения нотного текста.
Например:
• Прохождение произведения с помощью вибрации губ: брррр.
• Прохождение способом продувания с глиссандо, выдувание через губы, сложенные трубочкой и сильно вытянутые вперед: уууууу.
• Прохождение произведения с нейтральным гласным.
• Прохождение с литературным текстом при вытянутых губах (уточка) для затемнения звука.
• Для развития внутренней артикуляции - прохождение с текстом с выдвинутой челюстью (зубы на зубы) и отставленными губами.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально- эстетического воспитания детей. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг.
Музыкальное развитие детей зависит от форм музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями.
К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия музыкой, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.
Певческий голос часто сравнивают с музыкальным инструментом, который ребёнок может использовать с малых лет.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Решение задач музыкального воспитания и развития музыкально-эстетической культуры возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Выразительное исполнение непременно эмоциональное, в нём должна чувствоваться глубина понимание музыкальных образов.
Дети, регулярно занимающиеся пением, укрепляют своё физическое и психическое здоровье, а сами занятия певческой деятельностью способствуют росту культуры детей, их духовно- нравственному, умственному и физическому совершенствованию.