Струков Геннадий Николаевич
Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной работе.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда.
Публикация «Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОБЖ в школе
- Темочки
Каким должен быть выпускник лицея, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.
Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив лицея должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:
- Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите. Изучение истории и культуры Отечества и родного края. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
- Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
- Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
- Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни. Участие в подготовке учащихся к военной службе.
Исходя из этих задач и составляется годовой план лицея по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания.
Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в лицее обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием, и при составлении плана работать необходимо в тесном взаимодействии с директором лицея, преподавателями физкультуры, классными руководителями, преподавателями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.
Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнение плана осуществляется всем педагогическим коллективом и осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.
Многие дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в лицее. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически нечего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитником Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика в сфере среднего образования.
Обучение молодёжи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания ОБЖ - подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
На занятиях по Основам военной службы и ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.
Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально- боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Занятия по огневой подготовке дают возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным.
Из года в год все большее значение в воспитании будущих воинов преобретает проведение учебных полевых сборов с юношами 2-го в конце периода обучения. Изучение вопросов выполнения начального упражнения стрельб, ознакомление с размещением и бытом военнослужащих, с организацией суточного наряда и караульной службы, а также с вооружением и военной техники части осуществляется во время проведения этих учебных сборов. Тем самым, полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины. Качество знаний юношей по основам военной службы возрастает. Так, в 2017году качество знаний составило 75%, в 2018 году – 82%, а 2019 году- 93%.
Главной задачей военно-патриотического воспитание является то, что по каждой теме необходимо привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам, растить гражданина - патриота.
Занятия по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Учащиеся старших курсов становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору военной профессии. Реализация военно-патриотического воспитания осуществляется через внеклассное мероприятия.
Как показывает опыт, успех военно-патриотической работы, прежде всего, зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы во внеурочное время.
На мероприятиях ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города. Организуются встречи с ветеранами воин и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.
Военная подготовка осуществляется на военно-спортивных соревнованиях.
Физическое развитие направленно на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека-это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвящённые физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров.
Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.
В нашем лицее проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.
Открыта мемориальная доска, посвященная Белозерцеву М. А., выпускнику училища, погибшему в Афганистане.
Проводилась встреча с воинами-интернационалистами, членами Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», участие в городском мероприятии, посвящённом воинам-афганцам.
Регулярно проводятся спортивные праздники: «Я - будущий защитник Отечества»; встречи с военнослужащими,конкурсы «Есть такая профессия – Родину защищать». Проводилась акция «Ветеран живёт рядом».
Команды лицея становились неоднократными победителями и призерами городских финалов военно-спортивных игр,городских соревнований по пулевой стрельбе, разборке и сборке автомата Калашникова, «Школа безопасности».
В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива лицея по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.