Алена Белоцерковец
Вводное занятие «Декупаж»
▼ Скачать +Заказ
1. Введение в декупаж
Цель:
сформировать у воспитанников стремление развивать свои творческие способности
Задачи:
Познавательная: дать воспитанникам представление об искусстве декупаж, познакомить с историей появления и развития данного направления.
Развивающая: способствовать развитию фантазии, мышления, творческого начала.
Воспитательная: воспитывать в детях эстетический вкус, трудолюбие, дисциплинированность.
Форма проведения занятия – беседа.
Методическое обеспечение урока – конспект, ноутбук, книга
Публикация «Вводное занятие „Декупаж“» размещена в разделах
- Декупаж
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Рассаживание по местам. Подготовка к беседе.
2. Объявление темы занятия.
3. Основная часть занятия – рассказ, беседа.
Декупаж прошел немалый исторический путь от Средневековья до наших дней, пока не приобрел современные формы. Считается, что декупаж появился в Средние века, где великие мастера проводили за работой по декорированию не один год. По другим сведениям, впервые этот вид прикладного искусства был изобретен в Восточной Сибири. Также некоторые источники утверждают, что в XII веке эту традицию уже широко практиковали китайские мастера, которые украшали фонарики и другие элементы интерьера вырезанными фигурками. Однако первые упоминания о декупаже как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных в 15 веке. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков. Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т. п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.
В XV веке в Германии – именно там вырезанными бумажными изображениями украшалась мебель. В XVII век е это увлечение перешло на Италию, где венецианские мастера декорировали мебель фигурками в восточном стиле. И только в XVIII веке искусство наконец дошло до Франции, где и закрепило за собой современное название.
Моду на декупаж ввела Мария Антуанетта, и в целом он был очень популярен при королевском дворе. В XIX веке декупаж дошел и до Англии, где из дорогого и недоступного вида искусства перешел в массы благодаря распечаткам с готовыми картинками для вырезания. В XX веке декупаж распространился в Америке, и только в начале XXI века эта старинная техника вновь стала модной в России.
Возможности декупажа
В Викторианскую эпоху для декупажа в основном использовались сельские мотивы, изображающие мирную жизнь местных жителей, ангелочков, цветы и различные фигурки. В другие времена преобладали иные тенденции в стилистике декупажа, включая милитари, этно, прованс или шебби-шик. Сегодня для декорирования подходит любая поверхность: разделочные доски, кружки, тарелки, шляпки, мебель, одежда, постельное белье, горшки, вазы, сумки, шкатулки, посуда, подносы, упаковки, елочные украшения, кашпо, часы, вешалки, банки, ведра, лейки, свечи и другие бытовые предметы и аксессуары. Искусно декорированные предметы можно использовать в качестве подарков.
Виды декупажа, стили и декоративные эффекты
Эффект патины обычно используется на предметах из меди или бронзы, т. к. именно на них такой налет образуется естественным путем. Декупаж – это универсальное искусство декорирования, которое во многом зависит от тенденций в сфере дизайна интерьеров и благодаря гибкости техник «подстраивается» под запросы и индивидуальные предпочтения. Зародившись как искусство имитирования художественной росписи и инкрустированных поверхностей при помощи вырезок из бумаги, сегодня декупаж – это целое течение декорирования и искусства, объединяющие широкий спектр техник, эффектов и стилей работы.
Виды декупажа.
Выделяют пять видов декупажа – прямой, обратный, художественный,
объемный и декопатч. Все они кардинально отличаются между собой, пусть и
объединены базовой техникой.
Прямой или классический
Прямой, или классический декупаж – это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредственно к поверхности любого типа, ровно, гладко и качественно при помощи сухого, мокрого или горячего способа в зависимости от того, используете ли вы декупажные карты, рисовую бумагу или салфетки. После приклеивания она покрывается лаком и шлифуется до той поры, пока не образуется абсолютно гладкая текстура. В зависимости от художественной задачи, поверхность и сам мотив дополнительно обрабатывают – тонируют, сострагивают, придают объем и т. д.
Обратный декупаж
Обратный декупаж – это техника декорирования прозрачных поверхностей, в основном стекла, во время которого мотив приклеивается с обратной стороны. При работе со стеклом вся последовательность идет в обратном порядке, ведь обрабатываемая поверхность находится перед лицевой стороной картинки.
Художественный
Художественный, или дымчатый декупаж – это имитация полноценной художественной росписи с применением различных техник и эффектов полного соединения фона и наклеенной картинки в единое художественное полотно.
Объемный декупаж
Объемный декупаж – это техника создания росписи с рельефной, объемной поверхностью, близкая к смеси живописи и рельефа, барельефа в скульптуре. Объем создают при помощи структурной пасты, ткани или натуральных материалов вроде яичной скорлупы.
Декопатч
Декопатч – это разновидность декупажа, которую также называют декупажем в стиле печворк. Декорируемую поверхность украшают не мотивами, а полностью заполняют фрагментами бумаги для имитации лоскутного одеяла. Выполняют работу обычно специальной бумагой для апелляцией к романтике и простоте провинциального дома и бытовых сценок, сельского колорита в декупаже, чаще всего фигурирует именно в национальных представительствах:
в английском сентиментальном жанре, с его тканями в клеточку и растительными мотивами;
в американском кантри с ботаническими иллюстрациями и яркими
тонами;
во французских направлениях – сдержанном нормандском и теплом прованском.
Последний является лидером среди мотивов кантри, выделяется доминированием холодной, а не теплой цветовой гаммы, в частности белого цвета, грубых натуральных текстур и состаренных поверхностей с редкими цветовыми акцентами, декупажными мотивами, связанными не с цветочным разнообразием и пэчворком, а лавандой, пряными травами, вином, виноградом, морской тематикой.
Шебби – шик
Шебби -шик, также известный как потертый шик – это апелляция к уютным бабушкиным домам, имитация старины с помощью белой или светлой пастельной основы и пасторальных мотивов с цветами в главной роли, с обилием милых деталей, легкостью и романтичность образа.
Декоративные эффекты
В декупаже кроме собственно наклеивания мотивов активно используют вспомогательные декоративные эффекты, которые позволяют добиться желаемой эстетичности текстуры поверхности.
К базовым эффектам декупажа принадлежат техники состаривания (потертость, кракелюр, патинирование, оттенение, тонирование и золочение (поталь).
Потертость
Эффект потертости помогает достичь зрительного ощущения уже использованной, потертой с течением времени поверхности и принадлежит к техникам состаривания наряду с кракелюром и патинированием. Чаще всего потертости нужны для декорирования в стиле шебби-шик, чтобы создать ощущение богатой истории. Наносят потертости, натирая воском перед окрашиванием желаемые участки поверхности и затирая их наждачкой после ее высыхания.
Кракелюр
Кракелюр – это создание искусственного растрескивания для визуального эффекта старинной текстуры. Его делают при помощи специальных лаков, которые наносятся между двумя слоями, как правило, контрастной краски (фоновая – цвет будущих трещин). После просушивания верхнего слоя, на поверхности в результате воздействия состава длякракелюра проступают трещины желаемых размеров и форм. Существуют однофазные, двухфазные средства длякракелюра, разные техники нанесения мазков, которые определяют характер трещин и их размер.
Патинирование
Патинирование – имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета в результате частого контакта с руками. Чаще всего патину, которая бывает как темной, черной, так и цветной или металлической, наносят на грани и углы.
Оттенение
Оттенение, или нанесение теней – это прием, при помощи которого пастель или краски наносятся сухой кистью, губкой для маскировки границ рисунка и смягчения линий на приклеенном мотиве. Тени наносятся в зависимости от тона поверхности, на которую приклеен мотив и позволяют создать мягкий переход или более гармоничный эффект приглушенной росписи. Чаще всего применяют в обратном декупаже на декоративных тарелках.
Тонирование
Тонирование – нанесение цветных пятен или колорирование уже декупажированной поверхности, в том числе обработка лаком с добавлением блесток или мелких частиц. Выполняется с той же целью, что и оттенение, но для изменения или придания вариативности, живописности цветовой палитре.
Поталь
Поталь, золочение и серебрение – это обработка уже приклеенного изображения или поверхности основы при помощи золотых, серебряных или других металлических красок или листов - аналогов сусального золота, которые придают эффект драгоценной инкрустации.
4. Рефлексия.
В какой стране появилась техника декорирования предметов салфетками? Что такое декупаж? Какие виды декупажа вы запомнили?